18+

Корпоративные облигации – для инвестора и эмитента

Корпоративные облигации — довольно привлекательный инструмент для инвестора, хотя и не без особенностей. И практически не используется потенциал привлечения капитала через корпоративные облигации в малом и среднем бизнесе, хотя ЦБ на протяжении последних нескольких лет прикладывает усилия по популяризации такого рода финансовых операций.

Корпоративные облигации – для инвестора и эмитента
Фото: pixabay.com

Начнём с того, что такое облигация. Это предсказуемый финансовый инструмент с понятной доходностью, низкорисковый. Хороша как долгосрочная инвестиция с точки зрения сохранения средств и пусть небольшого, зато гарантированного источника дохода.

Как это работает?

Корпоративная облигация, соответственно, выпускается юридическим лицом. Приобретая корпоративную облигацию, инвестор не получает возможность участия в управлении предприятием, только — в получении дохода, как правило, по купону. Корпоративная облигация подтверждает два права держателя: на получение дохода по номиналу в установленном объёме в обозначенный срок и процентных доходов или иных имущественных ценностей.

Доходность корпоративных облигаций (КО) — 6 - 6,5 % годовых в настоящее время.

Различают несколько разновидностей КО:

  • срочные и отзывные;
  • именные и на предъявителя;
  • обычные и целевые;
  • с распределенным и разовым погашением;
  • обеспеченные и необеспеченные.

Инвесторам доступны различные виды дохода от владения КО: фиксированный и плавающий купонный доход, дисконтный доход.

У этого вида облигаций доходность явно выше, чем по банковским вкладам, но зато ниже надёжность. Уступают КО в надёжности и ОФЗ. С другой стороны, стоит ориентироваться на то, кто является эмитентом. Если это, например, Сбербанк, то надёжность его КО более, чем достаточна. В любом случае, перед приобретением корпоративных облигаций стоит проверить их рейтинги, показывающие уровень риска и надёжности. Если компания обанкротится, долги по облигациям приоритетнее долгов по акциям.

Капитал для эмитента

Российские компании из среднего и малого бизнеса только ещё делают первые шаги на пути использования КО для получения с рынка денежных средств. Хотя выплаты по корпоративным облигациям гораздо ниже процентов по банковским кредитам, а сроки выплат — гораздо более щадящие. Хотя бы в силу того, что платёж по банковскому кредиту ежемесячный, а по купону — квартальный, а то и реже.

Капитал для эмитента
Фото: BANKNN.RU

Выпуская облигации, собственник сохраняет за собой контроль над предприятием, держатели облигаций — не акционеры и не имеют права голоса. Конечно, может долг по КО быть сконцентрирован в одних руках, что потом будет использовано для давления на собственников и менеджмент, но пока такой риск — чисто гипотетический.

Привлечённым по КО капиталом эмитент может распоряжаться по собственному усмотрению, тогда как банковский кредит, тем более — лизинг, обставляется серьёзным количеством ограничений и обязательств, что снижает возможности предпринимателя по оперативному управлению денежными потоками. Средне- и долгосрочные КО можно использовать для финансирования крупных длительных проектов.

А ещё через облигации можно рефинансировать имеющуюся задолженность, куда дешевле, чем через банковский кредит.