18+

Новотранс подал к ВМЗ иск на 1,39 млрд руб

08.09.2020
0
железнодорожные колеса
Фото предоставлено пресс-службой ОМК

ООО «Кузбасское вагоноремонтное предприятие «Новотранс» обратилось в арбитражный суд Москвы с иском о взыскании 1,39 млрд ₽ с АО «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ, входит ОМК Анатолия Седых). Рассмотрение дела назначено на 12 октября.

Содержание иска пока не раскрыто в картотеке дел, однако можно предположить, что заявление Новотранса — первое в череде исков от покупателей железнодорожных колес, которые в период ажиотажного спроса пострадали от монопольного положения АО «ВМЗ». О том, что завод злоупотребил монопольным положением, повысив отпускные цены на колеса путем проведения открытых аукционов по их продаже, в начале июля заявила Федеральная антимонопольная служба.

По информации ОМК, резкий рост спроса на железнодорожные колеса в РФ начался в 2018 году — тогда АО «ВМЗ» объявило о росте производства на 25% и рекордной отгрузке 860 тыс штук, абсолютном максимуме за 45-летнюю историю колесопрокатного производства предприятия. В период низкого спроса в 2015–2017 годах ВМЗ вложил в модернизацию колесопрокатного производства около 2,8 млрд ₽ и был готов к увеличению объемов отгрузки до 900 тыс штук в год. Тогда же завод закрыл собственное мартеновское производство и перешел на колесные заготовки Металлоинвеста (сейчас ВМЗ строит собственный завод по обеспечению сырьем).

В 2019 году рост спроса продолжился, и Выксунский металлургический завод увеличил объемы их выпуска по сравнению с рекордным 2018 годом еще на 10,6%. Потребителям была отгружена 951 тыс колес, в том числе 918 тыс (97%) на внутренний рынок. При этом, по данным ФАС, с апреля по июнь 2019 года завод устанавливал отпускные цены на колеса путем проведения открытых аукционов среди покупателей, в результате цены на колеса возросли для некоторых потребителей на 40% год к году.

После вынесения решения ФАС в отношении ВМЗ должно быть возбуждено административное дело за нарушение закона о конкуренции, которое, скорее всего, завершится начислением штрафа в размере 1–15% от выручки с продажи колес за период, когда нарушение было установлено — то есть за несколько месяцев 2019 года. Покупатели железнодорожных колес, которые сочли себя пострадавшими от действий монополиста, могут попытаться взыскать часть затрат по контрактам, заключенным по завышенной цене, через арбитражный суд.

По данным «СПАРК-Интерфакс», которые приводит «Коммерсантъ», вагоноремонтное предприятие «Новотранс» занимается ремонтом и комплектованием железнодорожных локомотивов, трамваев и другого подвижного состава. Выручка компании по итогам 2019 года 8,6 млрд ₽, прибыль — 472,9 млн ₽.