Банковское сообщество и представители финансового рынка выразили обеспокоенность грядущим вступлением в силу закона об обязательной маркировке телефонных звонков. С 1 сентября операторы связи будут обязаны уведомлять абонентов о том, какая компания осуществляет вызов — мера направлена на борьбу с телефонным мошенничеством. Однако, как считают участники рынка, новая норма приведет к дополнительным издержкам и, в конечном счете, — к повышению стоимости финансовых и телекоммуникационных услуг. Об этом пишут

По оценке экспертов, основная нагрузка по технической реализации ляжет на организации, которые регулярно взаимодействуют с клиентами — в первую очередь, это банки, страховые компании и брокеры. Эти организации обязаны по закону осуществлять регулярную связь с клиентами и не могут отказаться от голосового канала связи без ущерба для клиентского сервиса.
В Национальном совете финансового рынка (НСФР) считают, что действующая модель, при которой компании оплачивают маркировку на договорной основе с операторами, создает риск перекладывания затрат на потребителей. Возможные последствия — рост комиссий, платных уведомлений и других тарифов со стороны банков и страховых компаний. Альтернативой может стать увеличение цен на сотовую связь, если часть расходов возьмут на себя операторы.
Отдельное внимание эксперты уделяют неоднородности влияния: если крупные банки смогут справиться с новыми расходами за счет прибыли (в 2024 году совокупная прибыль банковской системы составила 3,8 трлн рублей), то для компаний поменьше и в других отраслях эти траты могут стать существенными. Это особенно актуально в условиях высокой ключевой ставки и ограниченного потребительского спроса.
В Минцифры подчеркивают, что маркировка звонков не должна отразиться на абонентах и готовятся к диалогу с бизнесом. В качестве компромиссного варианта представители финансового сектора предлагают ввести налоговые вычеты или субсидии, чтобы избежать перекладывания расходов на клиентов.
Если соответствующие нормы не будут скорректированы, часть компаний может отказаться от голосовых коммуникаций и перейти к информированию клиентов через приложения и мессенджеры. Однако такой переход может оказаться неудобным для пожилых граждан и тех, кто не использует цифровые каналы связи регулярно.
Ранее мы сообщали, что в России разработали законопроект, согласно которому банки и операторы связи будут обязаны компенсировать клиентам деньги, похищенные мошенниками, если они не предприняли необходимых мер для защиты. Эти поправки направлены на борьбу с телефонным и интернет-мошенничеством.
Если банк не отреагировал на подозрительный перевод или оператор не заблокировал мошеннический номер, клиент сможет получить свои средства обратно в течение 30 дней после открытия дела. Кроме того, будет создан единый реестр номеров, связанных с мошеннической деятельностью, и операторы будут обязаны предоставлять записи подозрительных разговоров.