Стоимость цены

04.04.2014

«Сколько стоит этот товар?» - распространенный вопрос в магазинах. Многие из нас и сами регулярно задают его. Продавец в ответ указывает на ценник. В бытовом восприятии цена и стоимость - равнозначные понятия. Однако с экономической точки зрения это разнородные явления. Разберемся, почему.

Стоимость

Собственная стоимость товара отличается от той, что указывает продавец при реализации. Что же скрывается за стоимостью? В ее основе лежат расходы производителя, которые он понес при изготовлении товара. То есть, по сути, это себестоимость. В ней заложены, например, временные, денежные или материальные затраты. Вначале такие затраты выражаются в физических единицах, а после приобретают денежную форму. То есть, например, производитель подсчитывает, сколько каких материалов затратил при строительстве дома. После определяет их стоимость, суммирует и получает себестоимость дома. Цена на квартиры в нем будет определяться уже позже, исходя из прочих факторов.

Кстати, экономисты, помимо себестоимости, также говорят также о потребительской стоимости. Она – отражение индивидуальных предпочтений клиентов, которое необязательно совпадает с реальными затратами производителя. И нередко именно такое восприятие товара покупателями в буквальном слове взвинчивает цены на него. Вспомните различные брендовые вещи, себестоимость которых на деле может оказаться на уровне или немногим выше аналогичных вещей среднего ценового сегмента. Вывод один – себестоимость, или стоимость, это составляющая цены. Однако цена включает не только ее.

Цена

Сверх себестоимости цена это сумма наценки, которую предполагает получить продавец при реализации товаров. Величина наценки может зависеть от разных факторов, среди которых повышенный потребительский спрос, повышенная потребительская стоимость (в таком случае цена выше), сезонные распродажи, отсутствие спроса на товар (цена ниже). Иначе наценка – доля прибыли, которую получит продавец от реализации продукции. Она же – маржа, надбавка.

К установлению цен имеется два подхода: рыночный и затратный (производственный). При рыночном подходе, факторами, воздействующими на формирование цены, являются спрос и предложение товара - конъюнктура рынка. При затратном подходе в основу установления цены закладываются издержки производства. Под понятием цена понимается множество разновидностей цен. Взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен образуют систему цен. Система цен состоит как из отдельных цен, так и из ценовых групп.

По степени и способу урегулирования цены разделяются на следующие группы:

  • жесткофиксированные (назначаемые)
  • регулируемые (изменяемые)
  • договорные цены
  • свободные (рыночные)

По виду торговли и характеру реализуемого товара цены делятся на:

  • оптовые
  • розничные
  • закупочные
  • тарифы

По времени действия выделяют:

  • твердые
  • текущие
  • сезонные
  • скользящие

Экономическая сущность цен проявляется через их функции:

  • учетная функция
  • распределительная
  • балансирования спроса и предложения
  • стимулирующая

Учетная функция отражает объективно необходимые затраты на выпуск и реализацию той или иной продукции. Распределительная функция заключается в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, социальными группами населения. Функция балансирования спроса и предложения осуществляет связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение развития научно-технического прогресса, улучшение качества продукции, увеличение его выпуска.

Резюме

Сами по себе продукты труда не имеют цены. Она появляется лишь у такого продукта труда, который начинает пользоваться общественным спросом, то есть становится товаром.

Содержание цены тесно связано со стоимостью и отражает производственные отношения товаропроизводителей. Однако цена не сводится всецело к стоимости, а относительно самостоятельна по отношению к ней.