Нижний Новгород
26 апреля
USD ЦБ
92,13 -0,37
EUR ЦБ
98,71 -0,20
Нефть
81,25 -0,46
Золото ЦБ
6 872,79 -52,32
18+

А банк ли это? Осторожно, звонят мошенники!

ProБизнес
Эксклюзив BankNN
13.10.2020
0
1163
Эксклюзив BankNN

Практически каждый из нас сталкивался с подозрительными навязчивыми звонками мошенников, интересующихся данными банковской карты или счета.

А банк ли это? Осторожно, звонят мошенники!

Фото: pixabay.com

Телефонные мошенники активизируются

Лично я неоднократно получал телефонные звонки с номеров, содержащих московские коды 495 или 499. И процесс очень часто заканчивался одинаково — сначала любезный женский или мужской голос представляется сотрудником крупного банка, обращается по имени отчеству, и затем начинается «развод» на то, что подозрительные операции по карте или взлом личного кабинета….Уже не раз столкнувшись с такой ситуацией, я спокойно реагирую, и быстро сворачиваю звонок. При этом неоднократно проводил инструктаж для родителей по возможности мошеннических действий со стороны неизвестных, и это касается не только банковской тематики.

Однако в период пандемии ситуация начала усложняться тем, что мошенники становятся всё более изощренными, а их желание получить твои деньги растет.

Соответственно, придумываются новые мошеннические схемы.

Как пытаются «развести» людей?

Недавно одной моей знакомой стали приходить push-уведомления от одного крупнейшего банка страны (push-уведомления — сообщения, возникающие на экране телефона от установленных приложений). Это уже в принципе удивительно, т. е. мошенники научились маскироваться под цифровые сервисы банковских учреждений.

Как пытаются «развести» людей? мошенники
Скриншот экрана/BANKNN.RU

И вот ей же поступил звонок из этого банка. Стоит отметить, что знакомая моя сама финансист, и мошенникам было бы очень сложно ее обмануть. Однако, как она признается, мошенники реально становятся всё более убедительны. Он представился сотрудником банка, обратился к ней по имени отчеству, тема развода была такая: Мария Петровна, (прим. Редакции имя изменено) в вашем личном кабинете обнаружена подозрительная активность, начато оформление кредита на любые цели и операция прекращена. Вы совершали эти действия? Нет, не совершала! Хорошо, тогда нужно отменить операцию, сейчас вам придет уведомление для отмены. Приходит тот самый push, сообщите мне 4 цифры из смс. Нет не сообщу- резонно говорит моя знакомая. Мария Петровна, я хочу предостеречь вас от незаконного пользования вашими средствами (ХА-ХА-ХА), скажите код. На заднем плане шум, звонки, разговоры, имитация реальной работы колл-центра. Знакомая стоит на своем и говорит твёрдое нет! А-ля сотрудник для убедительности предлагает назвать свой ID (называет цифры, которые в дальнейшем проверили и их не существует), и задает вопрос: ну, как бы я смог отправить вам смс, если бы не был сотрудником колл- центра. Да, как?

Затем начался прессинг со словами, что же вы за цирк устраиваете, Мария Петровна, денег лишитесь так. Закончился разговор брошенной трубкой и порядка 20 присланных смс за 10 минут, затем последовали другие звонки, от иных а-ля сотрудников, но знакомая уже ехала в офис банка.

Возникает вопрос — откуда у мошенника данные моей знакомой, которая получила карту в этом банке, и убрала в стол. И всё. Больше она ей во внешнем мире не пользовалась и не расплачивалась — только через личный кабинет, потому что просто не было надобности в других форматах использования. Так кто же дал посторонним информацию о владельце карты конкретного банка….вопрос остается без ответа, но самое интересное, что в банке разводят руками, и советуют быть бдительнее. А также удалить личный кабинет. Вот такая борьба с мошенниками в современной действительности.

Телефонные мошенники активизируются
Фото: BANKNN.RU

Еще один случай произошел с моим близким родственником. Суть ситуации заключалась в том, что ему позвонил «представитель банка» и настойчиво любезным голосом объяснял, что средства на счету в опасности, потому срочно необходимо пройти к банкомату для проведения манипуляций по защите его банковского счета. Отмечу, что родственнику уже далеко за 50, и он бывший работник правоохранительных органов. Разговор затянулся, так как родственник мой решил просто пообщаться и зафиксировать более долгую беседу с мошенником, а затем обратился в полицию по факту попытки кражи его средств.

В результате пробыл 2 часа у следователя, потратив личное время, а результат — принятое заявление и отсутствие какой-либо обратной связи более года. Спрашивается, что же делать в таких ситуациях. Когда обращение в правоохранительные органы оказывается бесполезной тратой драгоценных часов своей жизни? Если для моей знакомой сформировали хоть какие-то рекомендации в банке в части удаления личного кабинета или закрытия карты, то в случае с родственником результат его активной гражданской позиции — нулевой.

Грамотное поведение — защита от мошенников

Ключевым действием при дистанционном общении с банковскими работниками является отсутствие каких-либо действий без собственной инициативы.

Кроме того:

  • сохранять трезвый ум;
  • не сообщать никаких конфиденциальных сведений;
  • не суетиться.

Позвонили подтвердить операцию — да, можно, но без сообщения кодов или любых конфиденциальных сведений. Предложили подключить услугу — перезвони в банк по официальному номеру, указанному на сайте банка. Звонят для предотвращения взлома личного кабинета — в 99% случаев это обман. Когда средства уходят со счета благодаря манипуляциям мошенников, как раз настоящая служба безопасности банка вообще не реагирует на такие моменты оперативно, так почему люди верят, что звонок от неизвестных с посылом «быстрее спасем ваши деньги» вообще требует какой-либо спешки? Никогда служба безопасности или сотрудники других подразделений банка не будут направлять клиента к банкомату и просить любые коды подтверждений без инициативы самого потребителя банковских услуг, потому что они уже исходно знают, кому звонят.

Конечно, в настоящее время наблюдается такая тенденция, что клиент не может дозвониться в службу поддержки банков ввиду долгого ожидания ответа оператора, и даже для тех, кто не привык работать в системах ДБО, последнее становится проще, чем дождаться ответа работника банка, а не бота.