В Госдуме обсуждают поправки, которые обяжут операторов связи компенсировать клиентам деньги, похищенные телефонными мошенниками, не только с мобильных счетов, но и с банковских. Изменения готовятся ко второму чтению законопроекта «Антифрод 2.0», пишет РБК.
Глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что действующие нормы ограничивают ответственность телеком-компаний суммами на лицевых счетах абонентов, которые, как правило, составляют несколько тысяч рублей. Предлагается установить полную финансовую ответственность в случаях, когда будет доказано, что оператор не выполнил обязательные меры по противодействию мошенничеству. Если клиент потерял 1 млн рублей, компания должна будет компенсировать этот ущерб полностью, а также уплатить штраф.
По словам председателя IT-комитета Сергея Боярского, обсуждается лимит возмещения до 1,4 млн рублей. Речь идет о компенсациях в рамках возбужденных уголовных дел и при подтвержденном нарушении антифрод-процедур со стороны оператора.
Изначально предполагалось, что банки отвечают за кражи с банковских счетов, а операторы — за средства на мобильных счетах. Однако кредитные организации настаивают на расширении ответственности телеком-компаний, если мошеннический звонок не был своевременно заблокирован или информация не была передана банку.
Операторы связи указывают, что не имеют доступа к банковским счетам клиентов и не контролируют финансовые транзакции. По их мнению, ответственность должна ограничиваться техническими возможностями компаний и не подменять обязанности банков по защите средств.
По данным Банка России, в 2025 году объем операций без согласия клиентов достиг 29,3 млрд рублей, что на 6,4% больше, чем годом ранее. Число таких транзакций выросло до 1,57 млн. При этом банки вернули клиентам лишь 5,9% похищенных средств — 1,7 млрд рублей.
Обсуждаемые поправки могут изменить распределение финансовых рисков между банками и операторами связи и усилить давление на участников рынка в борьбе с телефонным мошенничеством.
Ранее мы сообщали, что в 2025 году банки и операторы активно спорили об ответственности за мошеннические звонки. Банкиры настаивали: если оператор получил сигнал о подозрительном звонке, но не предупредил банк, клиент должен иметь право требовать компенсацию именно от оператора. Телеком-компании выступали против. Они указывали, что не имеют доступа к банковским счетам и не могут вмешиваться в операции клиентов.









