Нижний Новгород
18 сентября
USD ЦБ
83,00 +0,16
EUR ЦБ
98,30 +0,41
Нефть
80,45 +6,34
Золото ЦБ
9 861,06 +119,88
18+

Аналитики оценили выживаемость малого и среднего бизнеса в России

18.09.2025
0

Малый и средний бизнес в России сталкивается с серьезными вызовами, особенно в сфере розничной торговли. По данным Института развития предпринимательства и экономики, выживаемость малых торговых форматов на 30–50% ниже, чем в среднем по МСП в регионах. Основные причины — высокая конкуренция и низкая рентабельность, пишут «Известия».

Фото: Banknn.ru

Несетевая продовольственная торговля не исчезает, но вынуждена трансформироваться, уступая место специализированным форматам. При этом стремительно развивается интернет-торговля: с 2021 по 2024 год число новых МСП в этой сфере выросло в 2–3 раза. Основные игроки — селлеры маркетплейсов, владельцы пунктов выдачи заказов и независимые онлайн-магазины.

Однако бурный рост сопровождается высокой смертностью бизнеса: ежегодное число ликвидируемых компаний увеличилось до 11 раз, а средняя выживаемость за 2021–2024 годы снизилась в 3,4 раза, по отдельным регионам — в 4–6 раз.

Среди факторов, способствующих росту числа МСП, эксперты отмечают увеличение доходов населения, рост потребительского спроса, налоговые каникулы и отдельные программы господдержки. В то же время развитие сдерживают высокая ключевая ставка, кадровый дефицит, недостаток поддержки в ряде отраслей и перенасыщенность рынка онлайн-торговли.

Ранее мы сообщали, что за январь—июль 2025 года госкомпании закупили товаров у малого и среднего бизнеса (МСП) на 4,6 трлн рублей — на 10% меньше, чем годом ранее (5 трлн). Это первое снижение с 2018 года. Главная причина — высокая ключевая ставка: около 70% корпоративных кредитов привязаны к плавающей, и крупные компании вынуждены направлять больше средств на обслуживание займов вместо закупок у МСП.