Случаи автоматических списаний по Системе быстрых платежей (СБП) без согласия владельцев счетов участились в России. Как рассказал руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский, это происходит, когда продавцы при разовом платеже привязывают карту клиента к своему сервису, пишет

По словам эксперта, подобные действия нарушают гражданское и потребительское законодательство, так как фактически лишают человека контроля над своим счетом. Особенно часто с этим сталкиваются пользователи, оплачивающие услуги через агрегаторы, онлайн-кинотеатры и сервисы с подписками. Планируя разовый платеж, клиент может спустя время обнаружить регулярные списания, которые в год составляют десятки тысяч рублей.
Отменить такие автосписания сложно, поскольку СБП не поддерживает механизм возврата средств (chargeback). Чтобы избежать подобных ситуаций, юрист советует регулярно проверять разделы «автоматические платежи» и «автоматические переводы» в банковских приложениях, а также избегать сервисов, где привязка карты обязательна.
Если списания уже произошли, необходимо обратиться в банк за разъяснениями. Финансовые организации обязаны предупреждать клиентов о подобных рисках, особенно с учетом новых антифрод-правил ЦБ. С июля банки должны вводить «периоды охлаждения» для сомнительных операций.
Хаминский предложил на законодательном уровне запретить обязательную привязку карты при оплате товаров и услуг через СБП, а за нарушение установить многомиллионные штрафы.
Ранее мы сообщали, что Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) предложила закрепить за собой право запрашивать данные о транзакциях, проводимых через систему быстрых платежей (СБП) и карты национальной платежной системы «Мир». Это позволит ведомству напрямую получать информацию о переводах для оперативного выявления подозрительных операций.