Центр отраслевой экспертизы (ЦОЭ) Россельхозбанка оценил темпы увеличения объемов производства ведущих категорий фруктовой переработки и пришел к выводу, что главный драйвер — здоровое питание и востребованность готовой к употреблению фруктовой корзины. Растущий потребительской спрос создает потенциал для привлечения как минимум 20 млрд рублей в отрасль.
В 2025 году в России растет производство продукции переработки фруктов в следующих категориях: яблочный сок — на 15%, морсы — на 43%, смеси соков — на 19%, джемы — на 10%, сушеные фрукты — на 82%.
«Фруктовая переработка демонстрирует устойчивый рост, обусловленный повышением потребительского спроса на готовую продукцию, а также трендом на здоровое питание и увеличением потребления отечественной продукции. С учетом растущего внутреннего спроса на рынке, государственной поддержки и расширения сырьевой базы по количеству реализуемых инвестиционных проектов и инициатив мы оцениваем потенциал в части фруктовой переработки более чем в 20 млрд рублей. Вертикальная интеграция производства с переработкой показывает большую эффективность деятельности, чем первичное производство», — рассказывает заместитель руководителя ЦОЭ РСХБ Олег Князьков.
Из других трендов по переработке эксперт выделяет заморозку в HoReCa, кондитерской промышленности при производстве замороженных полуфабрикатов и продукции с коротким сроком хранения, в молочной индустрии в качестве добавок к функциональным напиткам и йогуртам, производстве спортивных продуктов и напитков, а также рознице (в виде замороженных ягод, фруктового чая для дома и кафе). Сегмент замороженных фруктов и ягод прирастает более чем на 8% ежегодно.
Также в ЦОЭ РСХБ отмечают развитие сегмента органической и «натуральной переработки»: потребительский спрос стимулирует поставки сырья из «чистых» садов, без применения средств защиты растений. Рынок органической продукции растет более интенсивными темпами ввиду низкой базы и востребованности на ЗОЖ от 10 до 15% в зависимости от номенклатурного ряда в год. Значимая часть приходится на соки, варенья, джемы и пастилу.
В ходе переработки фруктов возникает ликвидный выход сырья в виде жмыха, семян, кожуры, обращает внимание Олег Князьков. Поэтому переработчики увеличивают компетенции по переработке некондиционных отходов и фруктового сырья в концентраты, сидры, уксусы, порошки, экстракты для других отраслей (косметика, БАДы, функциональные продукты).
Для расширения ассортимента выпускаемой продукции продолжается модернизация заготавливающей и перерабатывающей промышленности, увеличивается количество проектов по первичной приемке и переработке, в первую очередь, в регионах с развитым активным садоводством. Так, в Республике Адыгея планируется строительство плодохранилищ и расширение площадей интенсивных садов. В Ростовской области закладывается масштабный интенсивный яблоневый сад, а Ставропольский край развивает тепличное выращивание земляники и интенсивное садоводство. В сфере фруктовой переработки осуществляют свою деятельность более 277 юридических лиц, их количество за 2024 год увеличилось на 20 компаний, а выручка от реализации на 30%.
«Эти инициативы отражают стремление к повышению самообеспеченности и конкурентоспособности отечественной продукции», — объясняет Олег Князьков.









