Нижний Новгород
06 октября
USD ЦБ
94,87 -0,16
EUR ЦБ
104,74 -0,12
Нефть
74,11 -7,71
Золото ЦБ
8 075,70 -53,93
18+

Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан объединили

03.02.2011
0

 Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка изобрел свою BRIC. Объединение Белоруссии, Украины, России и Казахстана будет носить название BURK. Об этом в четверг пишут «Ведомости».

«Пока на пространстве СНГ эти четыре страны — самые интересные с точки зрения инвесторов, как прямых, так и портфельных», — объясняет руководитель ЦМИ Ксения Юдаева. Потенциал этих экономик заключается в природных ресурсах, человеческом капитале — в мировом рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) он оценивается достаточно высоко, — не говоря уже о рынках сбыта, рассказывает Надежда Иванова, руководитель направления ЦМИ. Но пока общее у них другое - зависимость от внешних факторов и структурная недостроенность, из-за чего устойчивость роста этих экономик под вопросом, продолжает Иванова. Всем четырем экономикам предстоит найти новые модели развития, во многом за счет структурных реформ. В английском burk — геологический термин, означающий «очень твердая глыба руды в жиле», сравнивает Иванова.

«Идея BURK — в преодолении структурного отставания, бюрократической и политической инерции», — объясняет эксперт. России необходимо преодолеть слабую конкуренцию товарных рынков и недоразвитость финансового, качество же ее институтов — на последних местах в мире согласно рейтингу ВЭФ (из 139 стран 126-е место по защите прав собственности, 128-е — по эффективности правоохранительных органов, 128-е — по госрегулированию). Казахстан подвержен рискам высокой коррупции, инфляции, трудного доступа к финансированию. Слабые места Украины – защита прав собственности, юридическая независимость, эффективность законодательства в разрешении конфликтов. А Белоруссия в рейтинг конкурентоспособности вовсе не входит.

Задача России и Казахстана решение проблемы сырьевой зависимости, Украины — финансирования госдефицита, Белоруссии — ликвидация дефицита торгового баланса под угрозой дефолта через несколько лет, отмечают аналитики ЦМИ. Иванова считает, что структурные преобразования в BURK встретят политическое и административное сопротивление.

«Это очень забавно, но вряд ли станет модным», — заметил автор акронима BRIC Джим О'Нил из Goldman Sachs относительно идеи BURK.

BRIC прижился, потому что объединил самые большие экономики развивающегося мира, при том что найти что-то общее в этих экономиках сложно, говорит экономист BNP Paribas Юлия Цепляева: «Именно размер и динамика роста делают их интересными инвесторам». А экономика BURK — менее 3,5% мирового ВВП.

Акроним BURK скорее экономический, чем инвестиционный, согласна с ЦМИ Цепляева, его главный смысл — экономика, сложившаяся еще в СССР и при всех прошедших реформах ориентированная на бывшие отношения. Главный экономист ING Wholesale Bank Роб Карнелл считает: «Это забавно, но в неправильном смысле. В Англии есть слово berk с точно таким же произношением, оно означает «болван». Полагаю, вы бы не захотели, чтобы название BURK стало слишком популярным».