Исследование от Райффайзенбанка. Возраст имеет значение: как малый бизнес берет кредиты

30.01.2020

Кредитный портфель в сегменте малого и микро бизнеса в Райффайзенбанке вырос на 25% за 2019 год. Банк решил проанализировать[1] объемы и частоту кредитов в сегменте и выяснил, какие факторы на них могут влиять.

 Когда малому бизнесу нужны кредиты?

Согласно опросам, проведенным банком, потребность в кредитовании есть у трети всех клиентов. При этом по своей специфике на начальном этапе малому и микро бизнесу наиболее интересно расчетно-кассовое обслуживание, а за кредитами компании обращаются позже, когда возникает необходимость роста.

Какие компании берут самые большие кредиты?

Размер кредита меняется в зависимости от возраста компании (сравнивались медианные значения). Наименьшие суммы берут в кредит компании возрастом один-два года. К пяти годам кредитный лимит утраивается, а к 8 годам увеличивается в 5 раз и достигает своего первого пикового значения в почти 8 млн руб. Затем размер кредита немного снижается, но ближе к «совершеннолетию» начинает резко расти, к 17 годам он увеличивается еще в 1,7 раз и достигает своего максимального значения[2]. При этом корреляции между размером годового оборота компании и ее возрастом нет.

На размер кредитного лимита влияет специфика отрасли[3], в которой работает компания. Самые большие кредитные лимиты отмечены у компаний, занимающихся недвижимостью. Средний размер кредита у них составил 16,8 млн руб. Второе и третье место занимают деятельность в области отдыха и развлечений (15,5 млн руб.) и энергетика (14,9 млн руб.). За ними следуют здравоохранение и электроника со средними кредитными лимитами 13,8 и 13,6 млн руб. соответственно.

Исследование выявило также корреляцию между размером кредита и возрастом учредителя[4] компании. Чем старше предприниматель, тем выше размер кредита (сравнивались медианные значения), и наоборот. Самые большие крдиты берут предприниматели пенсионного возраста.

Кто чаще берет кредиты?

Логично, что чем старше компания, тем больше кредитов она успевает взять за свою жизнь. Поэтому в исследовании банк выделил отрасли3, [5], в которых частота кредитов отличается в большую сторону. Такими отраслями стали добыча полезных ископаемых, строительные материалы, энергетика, пищевая промышленность и производство оборудования.

Отрасль

Среднее количество кредитов за три года (2017-2019)

Добыча полезных ископаемых

3.9

Строительные материалы

3.8

Энергетика

3.7

Пищевая промышленность

3.7

Производство оборудования

3.5

 

«Рост темпов кредитования малого и микро бизнеса в нашем банке мы связываем в первую очередь с автоматизацией и упрощением процесса кредитования, а также ростом количества кредитов, привлеченных с использованием онлайн-каналов, — с 10 до 85% за десять месяцев 2019 года. В связи со снижением процентных ставок последние несколько лет доступность кредитов для малого бизнеса повысилась», — пояснил Денис Скоков, руководитель управления по работе с малым бизнесом Райффайзенбанка.

***

[1] В исследовании использовались данные за 2017-2019 гг.
2 Компаний, зарегистрированных более 17 лет назад, в портфеле Райффайзенбанка существенно меньше, чем всех остальных, поэтому в анализе они не учитывались.
3 При анализе учитывались только те отрасли, из которых более 10 клиентов взяли кредиты.
4 Анализ основан на возрасте учредителя компании, при условии, что банк располагает этой информацией. Если такой информации об учредителе нет, компания не включалась в анализ.
5 Рассматривались компании, ставшие клиентами банка до 1 января 2017 года.

Партнерский материал