Законопроект, который обязывает гостиницы и другие средства размещения предоставлять клиентам, пострадавшим от овербукинга, номер аналогичного или более высокого уровня без дополнительной платы, рассмотрят в Госдуме РФ. Документ представлен депутатами Натальей Костенко, Николаем Валуевым, Сергеем Кривоносовым, Татьяной Лобач и Иваном Демченко, сообщает «Интерфакс».
Напомним, овербукинг — это практика продажи услуг сверх имеющихся мест, например, когда авиакомпания продает больше билетов, чем есть мест в самолете, или отель продает больше номеров, чем свободных. Это делается для компенсации убытков из-за предполагаемых неявок пассажиров или отказов от бронирования. Поправки направлены на защиту туристов в подобных ситуациях.
Если свободных номеров не остается, гостиница должна будет обеспечить клиенту проживание в другом объекте размещения — также не ниже оплаченного уровня — и сделать это бесплатно, при условии согласия гостя.
Сейчас вопрос овербукинга регулируется преимущественно гражданско-правовыми договорами и деловой практикой, предполагающей либо бесплатное повышение категории номера, либо переселение в равнозначный объект. Однако на практике эти требования выполняются не всегда, и убытки часто ложатся на туроператоров или агрегаторов.
По данным системы бронирования «Броневик», случаи овербукинга растут. В 2023 году зарегистрировано 11,5 тысячи таких инцидентов, в 2024-м — уже 15,7 тысячи, что означает прирост почти на 50%. Больше всего нарушений зафиксировано в Москве (1821), Санкт-Петербурге (758), Казани (410), Нижнем Новгороде (243) и Сочи (220). В пиковые сезоны это создает риск массового нарушения прав туристов.
Авторы инициативы отмечают, что для большинства средств размещения сегодня отсутствуют единые обязательные требования, в отличие от других участников туристической отрасли — туроператоров, турагентов и экскурсоводов. Новый закон должен устранить этот пробел и повысить уровень защиты потребителей.
Ранее мы сообщали, что власти могут отложить изменения в закон о платформенной экономике на фоне конфликта между крупными банками и маркетплейсами по вопросу предоставления скидок при оплате фирменными платежными инструментами. Поводом для резонансной дискуссии стало предложение крупнейших банков запретить маркетплейсам применять скидки при оплате товара картами и кошельками аффилированных структур. Банки заявили о «ценовой гонке» и «искусственном занижении стоимости». Московское общество защиты потребителей, напротив, назвало инициативу банков «экономически несостоятельной» и направило обращение Михаилу Мишустину.









