С начала 2025 года телефонные мошенники начали активно использовать новые схемы, вынуждая россиян оформлять займы в микрофинансовых организациях (МФО) и переводить полученные деньги злоумышленникам, пишет

По данным Сбера, суммы хищений в этих схемах могут быть меньше, чем в случаях с банковскими кредитами, но доступ к заемным средствам стал заметно проще. Это дает мошенникам больше шансов на успех — количество подобных случаев продолжает расти.
Особо тревожной становится ситуация, когда финансово истощенную жертву продолжают удерживать под психологическим воздействием. В ряде случаев злоумышленники доходят до того, что вовлекают пострадавшего в преступление, убеждая совершить ограбление МФО ради передачи средств. А это уже уголовное преступление, и ответственность за него понесет тот, кто его совершит, даже под давлением.
Также аналитики фиксируют активный переход мошенников в офлайн-среду. В отличие от прежних схем с онлайн-переводами, все чаще используется передача наличных денег или ценностей курьерам, которых жертвы принимают за официальных представителей служб доставки, полиции или социальных служб. Эти курьеры зачастую не догадываются, что участвуют в мошеннической операции.
Злоумышленники также модернизируют «легенды»: в 2025 году резко возросло число звонков якобы от поликлиник, служб доставки, социальных служб и операторов связи. Знакомые многим сценарии с «силовиками» и «представителями госорганов» по-прежнему остаются в арсенале мошенников.
Ранее мы сообщали, что российские банки хотят разделить ответственность за хищение средств, совершенное с использованием поддельных телефонных номеров, с операторами связи. Отмечается, что если банк заранее предупредили об использовании подозрительного номера и, несмотря на это, он провел перевод, то обязанность по возмещению средств ложится на кредитную организацию. В случае отсутствия подобного предупреждения — ответственность предлагается возложить на оператора связи.