Умение правильно распоряжаться деньгами является важным социальным навыком, но ему не учат нив каких учебных заведениях, так что вся тяжесть ложится на родителей.
Создатель финансового приложения UPUP для родителей и детей Роман Потёмкин уверен, что знакомить с монетами и банкнотами можно, когда ребёнку не исполнилось три года. Лучше включить настоящие деньги в детские игры, например - в «магазин». Полезно будет считать деньги при ребёнке, рассказывать, как с ними обращаться и хранить. Лучше объяснять через понятные малышу образы и ассоциации, полагает независимый финансовый советник Саида Сулейманова.
Михаил Лабковский, психолог, писатель, юрист, телеведущий и радиоведущий уверен: карманные деньги у ребёнка должны появиться лет в 6. Его коллеги - -психологи уверены, что в возрасте 7-9 лет стоит обзавестись копилкой, куда малыш будет складывать деньги. Копилка – это и игра, и обучение стратегии сбережения. Сбережённые деньги тратить только на нужды и хотелки ребёнка – так будет справедливо.
А вот в 10-12 лет уже можно объяснить, что такие банки, кредиты и вклады. Лучше – совершив экскурсию непосредственно в офис банка. Стоит в объяснениях использовать самые простые примеры, термины и понятия. Если позволяют средства на карточном счету, откройте ребёнку лимитированный доступ к нему, оформив собственную банковскую карту и объяснив принцип её деятельности.
В этом же возрасте можно ознакомить с концепцией страхования, сравнив его с зонтиком, защищающим от непогоды, например, или найдите собственную метафору.
С этого возраста стоит подключать ребёнка к планированию семейного бюджета и покупок, пусть пока в качестве пассивного слушателя. А вот его собственные покупки лучше планировать вместе.
В 13-15 лет уже можно объяснить, что такое инфляция, налоги, кредитная история, пенсия (тут можно привлечь к объяснению старшее поколение). Стоит объяснить подростку, что такое финансовое мошенничество и какими уловками пользуются злоумышленники.
В 14 лет есть смысл открыть собственный банковский счёт, а в летние каникулы – начать трудовую деятельность (заработанные деньги остаются полностью у подростка). В 16 – 17 можно познакомить с тем, что такое инвестиции, фондовый рынок.
Автор: Константин Барановский