Тема недели: «За себя и за Сашку»: почему нижегородцы берут кредиты

freestockimages.rufreestockimages.ru

В целом кредитная активность жителей Нижегородской области увеличилась почти вдвое, а количество одобренных новых потребительских кредитов возросла в 3 раза. При этом платежная дисциплина нижегородцев остается на высоком уровне.

Специалисты BankNN.ru уверены, что в ближайшее время интерес нижегородцев к кредитным продуктам не угаснет, прежде всего, благодаря новым возможностям, которые открывают россиянам достаточно низкие процентные ставки и инновационные технологии. Например, система удаленной идентификации при помощи биометрических данных. Она позволит обратиться за заемными средствами без визита в любой российский банк в режиме онлайн. Посещать офис не придется, а деньги придут на указанный счет. Подробнее о том, как и зачем люди сдают биометрию, мы писали тут. 

Несмотря на многочисленные законодательные изменения, появление новых возможностей, система одобрения или отказа в кредите в банках почти не меняется. Хотя однозначно: на кредит может рассчитывать меньшее количество граждан, чем было ранее.

Как отметил директор НБКИ Александр Викулин: «В 2018 году банки предоставляли заемщикам потребительские кредиты более избирательно, активнее выдавая займы гражданам с хорошей кредитной историей и более высоким уровнем доходов. В свою очередь, заемщики с «не идеальной» кредитной историей и низкими доходами пользуются все меньшей «популярностью» у кредиторов».

Таким образом, для добросовестных заемщиков взять кредит стало проще: не нужно никуда идти и долго ждать. Разветвленная сеть электронных банковских услуг и обилие интернет-магазинов, предоставляющих отсрочку в режиме онлайн, являются соблазняющими факторами для желающих получить нужную вещь как можно быстрее.

Кредит стало взять сложнее?

«Сама процедура оформления кредита почти не меняется: клиент оформляет заявку, банк проводит оценку и выносит решение о выдаче или отказе в кредите. При этом благодаря цифровым каналам у заемщиков появилась возможность получать кредиты полностью дистанционно без визита в отделение через мобильное приложение и интернет-банк», - рассказал порталу BankNN.ru Григорий Шабашкевич, вице-президент, директор департамента управления рисками «Ренессанс Кредит».

Как банки решают, давать или не давать?

В целом схема проверки заемщиков у всех кредитных организаций примерно одинаковая и почти не меняется: получив заявку, банки запрашивают информацию в БКИ. Дополнительно могут использовать какие-то другие источники. Вот как раз на этом этапе и появляются необычные подходы. При этом говорить о том, что это совершенно новые инструменты оценки, не стоит. Так, например, банки могут получать информацию от мобильных операторов. Сотовые компании самостоятельно проводят оценку платежеспособности абонента и предоставляют банку только скоринговый балл, при этом никакой детальной информации по звонкам, сообщениям, оплате счетов не передается. Аналогичная история и с социальными сетями.

«Платежная дисциплина зависит не от инструментов, которые используют банки для оценки заемщика, а непосредственно от самого клиента. Основным источником информации является кредитная история, в которой содержатся все сведения о действиях заемщика, в том числе и о просрочках по платежам. Если клиент исправно выполняет взятые на себя обязательства, то с качеством его кредитной истории будет все в порядке. В этом случае остальная информация будет иметь для банка второстепенное значение», - отмечает Шабашкевич.