Нижний Новгород
26 апреля
USD ЦБ
92,13 -0,37
EUR ЦБ
98,71 -0,20
Нефть
81,25 -0,46
Золото ЦБ
6 872,79 -52,32
18+

Самые уязвимые в кризис: важные моменты в работе с самозанятыми

29.04.2020
0

Статья Председателя Правления СДМ-Банка Солнцева М.М.

Самозанятые оказались самыми уязвимыми работниками на рынке труда во время пандемии. Максим Солнцев, председатель правления СДМ-банка, рассказывает, почему их важно сейчас поддержать, если есть возможность, и как правильно организовать работу с ними

Согласно данным Федеральной налоговой службы, на начало марта 2020 года число самозанятых граждан в России превысило 500 тыс., через специальное приложение «Мой налог» они пробили чеков на сумму более 58 млн руб. Суммарный доход, полученный самозанятыми в 23 регионах, превышает 60 млрд руб. По официальным данным, только в Москве в 2019 году в качестве самозанятых зарегистрировались 194 тыс. человек. Они перечислили в бюджет города 495,4 млн руб. налога на профессиональный доход.

В 2019 году основными сферами деятельности самозанятых стали перевозка пассажиров (18%), сдача квартир в аренду (9,8%), консультирование (8,5%), строительство (7,1%), репетиторство (5,7%), маркетинг и реклама (4,8%). Официально средний чек составил чуть больше 1 тыс. руб. При этом, в зависимости от вида деятельности, стоимость заказа может варьироваться от нескольких сотен рублей до десятков тысяч, а ежемесячный заработок — от активности самого человека и множества других обстоятельств. При этом максимальный доход, при котором может применяться данный налоговый режим, — 2,4 млн руб. в год.

С 2020 года эксперимент, начавшийся с четырех регионов РФ, распространился еще на 19. Так что число самозанятых будет расти, а бизнесу все чаще придется взаимодействовать с такими контрагентами.

Более того, в нынешних условиях самозанятые нуждаются в заказах как никогда. Ведь для них недоступна та поддержка, которую должны оказывать работодатели своим штатным сотрудникам. У них нет оплачиваемых отпусков, больничных и других компенсационных выплат и социальных гарантий. Депутаты Госдумы уже предложили отменить налог для самозанятых до окончания пандемии коронавируса.

Так что в текущей ситуации, на мой взгляд, выбрать контрагентом самозанятого — это означает еще и оказать поддержку людям, которые оказались в самом уязвимом положении на рынке труда. Никаких сложностей при работе с ними у компаний быть не должно. Но ряд нюансов все же стоит учесть.

Устная форма договора

В отличие от юрлица, индивидуального предпринимателя и штатного сотрудника с самозанятым можно не заключать вообще никакого договора, достаточно лишь его устной формы.

Более того, и деньги можно выплатить любым способом: перевести на карту, на счет, передать из рук в руки, оставить в банковской ячейке. Учесть полученный доход в приложении и заплатить с него налоги — это обязанность и ответственность самозанятого. Другое дело, что для предпринимателя привычнее и комфортнее обеспечить взаимные гарантии, подписав договор. Но – повторюсь – нанимая самозанятого в устной форме, оплачивая его услуги наличными, в случае с самозанятым вы ничего не нарушаете.

Письменный договор

Если вы все-таки хотите заключить договор, то его форма будет такой же, как при работе с любым другим контрагентом. Каких-либо значимых особенностей нет. Достаточно помнить о нескольких моментах:

  • это договор с физлицом, поэтому в качестве шаблона удобно выбрать форму договора гражданско-правового характера;
  • перевод денег будет осуществляться на личный счет самозанятого;
  • сумма договора не облагается НДС;
  • физлицо должно быть зарегистрировано в качестве самозанятого, и это стоит указать  в договоре.

Проверка контрагента

Пожалуй, на сегодняшний день этот самый сложный момент при взаимодействии с самозанятым. В данном случае лучше ориентироваться на те же «реперные точки», что и при приеме сотрудника на работу.

  • Уточнить опыт работы;
  • Прочитать отзывы;
  • Посмотреть официальные документы, подтверждающие квалификацию и стаж, если это, конечно, требуется по виду деятельности. Например, диплом об образовании, записи в трудовой книжке, документы о прохождении курсов и допобразовании (если это медицинские или образовательные услуги или тп). Если работы этого не требуют, то, безусловно, так поступать необязательно (клининг, услуги ателье и тп).

Однако, прежде всего, выясните, действительно ли человек зарегистрирован как самозанятый. Для проверки можно воспользоваться онлайн-сервисом ФНС «Проверить статус налогоплательщика – самозанятого».

Самозанятый или ИП – что выгоднее

На самом деле, для вас как для контрагента никакой разницы нет, работать с ИП на упрощенке или с самозанятым.  Допустим, предпринимателю нужно найти подрядчика, который вымоет окна в офисе. Будет это ИП или самозанятый – не важно. Налоги и расходы самого предприятия в обоих случаях будут одинаковы. Важно только, чтобы было подтверждение данного расхода для вашего собственного  бухучета.

Самозанятые в период пандемии

В условиях карантина также по большому счету нет отличий во взаимодействии с партнерами-самозанятыми и другими контрагентами. Рекомендация перенести все контакты в онлайн, свести количество личных встреч до минимума касается всех.

Тем не менее, часто характер выполняемых работ требует присутствия самозанятого в офисе. В этом случае нужно отдельно оговорите, что сотрудник должен подчиняться всем внутренним распоряжениям компании, связанным с эпидемиологической обстановкой. Еще лучше, если эти требования будут прописаны в договоре.

Сейчас уже можно сказать, что самозанятость – это всерьез и надолго. И можно быть уверенным, что малому и среднему бизнесу все чаще придется взаимодействовать с партнерами, имеющими такой статус. Конечно, со временем все накопят достаточно опыта взаимодействия с ними, значительно расширив возможности как для себя, так и для самозанятых.