Нижний Новгород
09 мая
USD ЦБ
91,82 +0,70
EUR ЦБ
98,95 +0,64
Нефть
87,69 -1,31
Золото ЦБ
6 847,93 +125,94
18+

ЦБ РФ оценил кономическую политику Правительства России

10.09.2019
0

ЦБ РФ опубликовал прогноз основных направлений развития денежно-кредитной политики России на 2020, 2021 и 2022 годы, где оценил влияние политики Правительства России, с учетом запланированных социальных программ и повышением пенсионного возврата. Полный текст документа находится на официальном сайте регулятора.

В части ключевых внутренних предпосылок Банк России учитывает на всем прогнозном горизонте действие бюджетного правила, сглаживающего влияние динамики цен на нефть на внутренние экономические условия. При этом в предпосылки прогноза закладывается, что средства
ФНБ будут инвестироваться в ликвидные валютные инструменты с низким уровнем
риска. Помимо бюджетного правила, на условия проведения денежно-кредитной политики в 2019–2022 гг. также окажут влияние следующие меры Правительства Российской Федерации1 произошедшие и ожидаемые изменения в системе налогообложения; комплекс мер по преодолению структурных ограничений российской экономики, в том числе реализация национальных проектов; меры федеральных и региональных органов власти, призванные способствовать снижению влияния немонетарных факторов на инфляцию и реализуемых при участии Банка России.

Среди ключевых мер налоговой политики Банк России принимает во внимание изменение акцизов на отдельные товары, входящие в потребительскую корзину2, и проведение в 2019–2024 гг. нефтегазового налогового маневра, вклад которого в годовую инфляцию в 2019–2022 гг. в базовом сценарии, по оценкам Банка России, будет вблизи нуля.

Комплекс мер Правительства,

Социально-экономические мероприятия в рамках Указа Президента Российской Федерации
от 7.05.2018 №204, реализация которых запланирована в период 2019–2024 годов. На финансирование данных мероприятий планируется направлять дополнительно порядка 1% ВВП бюджетных средств в год в течение всего прогнозного горизонта (в сумме за 2019–2024 гг. – дополнительно порядка 8 трлн руб.; всего с учетом ранее предусмотренных средств – около 13 трлн руб.).

учитываемый Банком России в базовом сценарии, в первую очередь включает в себя дополнительные инвестиционные расходы и расходы на развитие человеческого капитала в рамках национальных проектов. Эти меры направлены на смягчение существующих в настоящее время структурных ограничений в российской экономике, и в случае успешной реализации они будут способствовать увеличению ее потенциальных темпов роста. Основными каналами влияния этих мер на потенциальный рост могут стать обновление основных фондов и инфраструктуры, улучшение инвестиционного климата, увеличение человеческого капитала и производительности труда, повышение качества управления на всех уровнях (как в государственном, так и в частном секторе), диверсификация российской экономики в целом и снижение ее сырьевой зависимости.

С учетом того, что реализация указанных мер, как правило, требует продолжительного времени, а объекты их воздействия институциональные и структурные характеристики экономики, демографические тенденции изменяются медленно, Банк России предполагает, что планируемые бюджетно-налоговые и структурные меры начнут оказывать значимое влияние на темпы и структуру роста российской экономики только ближе к концу прогнозного горизонта. Воздействие этих мер будет наиболее существенным за пределами прогнозного периода. Банк России предполагает, что положительный вклад запланированных мер политики Правительства в повышение темпов экономического роста не будет сопровождаться дополнительным повышательным давлением на инфляцию в том случае, если будет происходить соответствующее расширение производственного потенциала российской экономики.

Банк России также закладывает в базовый сценарий запланированное Правительством поэтапное повышение пенсионного возраста и сохраняет свои оценки влияния данной меры на потенциальные темпы экономического роста4: около 0,1 п.п. в 2019 г. и около 0,2–0,3 п.п. в 2020–2022 годах.