Нижний Новгород
19 марта
USD ЦБ
91,98 +0,11
EUR ЦБ
100,24 +0,27
Нефть
81,25 -0,46
Золото ЦБ
6 398,01 +15,68
18+

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 2019–2021 ГОДОВ

09.04.2019
0
2472

Развитие финансового рынка – одна из ключевых задач Банка России. Регулятор создает условия для выполнения финансовым рынком своей важнейшей функции по преобразованию сбережений в инвестиции в прозрачном, эффективном и защищенном формате. Таким образом, формируется среда для создания капитала, определяющего уровень национального богатства и благополучия общества.

1. Обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации

Реализованные мероприятия способствовали росту общего уровня информированности граждан о финансовом рынке и повышению доверия населения к финансовым инструментам. Разъяснительная работа среди населения и субъектов экономики со стороны Банка России способствовала улучшению понимания денежно-кредитной политики и снижению инфляционных ожиданий. Внедрение новой модели обработки типовых обращений граждан позволило организовать оперативное получение информации от потребителей финансовых услуг, необходимой для проведения контрольно-надзорных мероприятий,
а также повысить качество и эффективность разъяснительной работы в отношении действующего законодательства, что способствует повышению уровня финансовой грамотности населения.

2. Повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства

Комплексная реализация мероприятий утвержденной Стратегии повышения финансовой доступности на период 2018–2020 годов позволит на систематической основе с использованием новых информационных технологий охватить набором базовых финансовых услуг граждан и группы потребителей с ограниченным доступом к финансовым услугам, в том числе жителей отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территорий, субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), лиц с низким уровнем дохода, людей с инвалидностью, пожилых и иные маломобильные группы населения.

Систематизация мероприятий, реализуемых Банком России совместно с органами государственной власти и участниками финансового рынка, позволит сформировать единое понимание участниками рынка и потребителями финансовых услуг среднесрочных планов и целевых ориентиров по развитию различных составляющих финансовой доступности. Внедрение единых стандартов кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства стандартизирует процедуру выдачи кредитов субъектам МСП, повышает финансовую устойчивость кредитных организаций, снижает риски кредитных организаций, упростит
взаимодействие между кредитными организациями, в том числе для реализации сделок по секьюритизации, что в целом способствует снижению ставок для конечного заемщика и стимулирует развитие кредитования сегмента МСП.

Повышение предельного ежегодного взноса на индивидуальные инвестиционные счета вызвало приток дополнительных инвесторов из числа физических лиц на фондовый рынок. Дальнейшее расширение области применения карт «Мир» способствовало повышению финансовой доступности за счет снижения порога для приема безналичных платежей в торгово-сервисных предприятиях.

3. Дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке

Усиление требований к деловой репутации руководителей и владельцев финансовых организаций укрепит доверие к финансовому рынку и повысит устойчивость финансовых посредников. Создание центров компетенции по противодействию нелегальной деятельности на финансовом рынке (хабов) сформировало систему, направленную на очищение рынка от недобросовестных посредников с целью обеспечения его стабильного функционирования и справедливой конкуренции.

4. Повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования публичных компаний за счет улучшения корпоративного управления

Реализация комплекса мероприятий в сфере корпоративного управления повысила конкурентоспособность российского финансового рынка, улучшила его инвестиционную привлекательность. Нововведения, направленные на регулирование «каскадного» порядка проведения корпоративных действий через учетную систему, создали комфортные условия для инвесторов, предоставив им возможность осуществления корпоративных прав с использованием современных информационных технологий без прямого взаимодействия с эмитентом. Технологическая реализация совмещения процессов раскрытия информации и предоставления аналогичной информации в центральный депозитарий сократит издержки эмитентов. Для последовательного улучшения
российскими публичными акционерными обществами (ПАО) качества корпоративного управления Банк России осуществляет системную работу с эмитентами по внедрению Кодекса корпоративного управления, ежегодно публикует обзоры практики корпоративного управления в ПАО. Средний уровень соблюдения
принципов Кодекса ежегодно растет.

5. Развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования


Мероприятия Банка России по развитию рынка облигаций, повышению его инвестиционной привлекательности привели к увеличению объемов российского облигационного рынка, выходу на него
новых эмитентов. Запуск программ выпуска коммерческих облигаций повысил доступность выхода на рынок капитала новых заемщиков из числа МСП. Использование в регуляторных целях
национальных кредитных рейтингов позволило сохранить стабильность, обеспечить суверенитет национального финансового рынка. Развитие аккредитованных Банком России ценовых центров направлено на предотвращение практик ценового манипулирования, повышение прозрачности финансового рынка, обеспечение справедливой оценки активов. Структурные облигации в условиях
сложившейся экономической ситуации и с учетом снижения процентных ставок по традиционным облигациям позволят предлагать инвесторам более интересные продукты с более высокой доходностью.

6. Совершенствование регулирования финансового рынка, в том числе применение пропорционального регулирования, оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка

Оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка – необходимое условие повышения конкурентоспособности сектора. Введение пропорционального регулирования в банковском секторе и секторе микрофинансирования способствует развитию конкуренции, повышает доступность финансовых услуг для субъектов экономики, особенно для МСП. Стандартизация надзорных процессов
способствует повышению прозрачности и упрощению взаимодействия регулятора с участниками финансового рынка, выравниванию условий функционирования финансовых организаций на всей территории страны, а также снижению избыточной административной нагрузки. Совершенствование, оптимизация и унификация отчетности улучшают ее сопоставимость, способствуют повышению качества управления рисками. Введение общедоступной детально проработанной базовой таксономии XBRL должно значительно облегчить завершение работы по унификации отчетности поднадзорных Банку России организаций на основе международных
стандартов финансовой отчетности.

7. Повышение квалификации лиц, профессиональная деятельность которых связана с финансовым рынком

Реализация мероприятий по совершенствованию существующей системы аттестации специалистов финансового рынка способствовала формированию внутреннего конкурентоспособного рынка труда специалистов финансовой сферы и росту доверия к финансовым организациям. Проведение тематических учебных мероприятий и круглых столов для представителей правоохранительных органов было направлено на повышение профессиональных компетенций участников указанных мероприятий и качества рассмотрения ими вопросов, касающихся финансовой сферы.

8. Стимулирование применения механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке

Банк России принял Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 годов, определяющие главные цели и задачи развития инновационных технологий на финансовом рынке, среди которых – поддержка инноваций и обеспечение доступности финансовых продуктов и услуг для населения и бизнеса. Развитие финансовых технологий нацелено на радикальное снижение транзакционных издержек участников финансового рынка и на расширение доступа потребителей финансового рынка к различным финансовым продуктам и услугам.

Запущена регулятивная «песочница» Банка России – механизм для пилотирования новых финансовых сервисов и технологий, требующих изменения правового регулирования. В рамках «песочницы»
осуществляется моделирование процессов применения инновационных финансовых услуг, продуктов и технологий для проверки гипотез о положительных эффектах от их внедрения. Созданы механизм и правовые условия для внедрения удаленной идентификации. Удаленная идентификация позволяет предоставлять финансовые услуги гражданам дистанционно, создавая равные возможности доступа к ним вне зависимости от местоположения. Единый порядок электронного взаимодействия с финансовыми организациями, переход к дистанционному безбумажному взаимодействию существенно повышают оперативность надзора, устраняют избыточность и дублирование отчетных данных, повышают достоверность и качество поступающей информации, позволяют унифицировать формат межведомственного электронного обмена данными, сокращают издержки поднадзорных организаций.
Банк России в рамках деятельности Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) разрабатывает и реализует мероприятия по противодействию киберпреступности и снижению киберрисков, которые направлены на обеспечение информационной безопасности участников финансового рынка, прозрачности, чистоты и защищенности финансовых операций.

9. Международное взаимодействие в области выработки и внедрения правил регулирования глобального финансового рынка

Дальнейшее внедрение международных стандартов в области регулирования банковской и страховой деятельности, а также платежных систем способствовало гармонизации национальных законодательств в финансовой сфере, повышению устойчивости финансовых организаций указанных секторов, снижению системных рисков, росту доверия к финансовым организациям.

10. Совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка

Применение нового механизма финансового оздоровления кредитных организаций позволило предотвратить потери экономических субъектов, обеспечить быстрое восстановление финансового состояния банков и соблюдение ими нормативных требований. Результатом реформы регулирования деятельности центрального контрагента стало его выделение в отдельный вид небанковской кредитной организации и формирование комплексной рискориентированной модели регулирования его деятельности. Реформирование института центрального контрагента позволило снизить системные риски и обеспечить стабильность функционирования российского финансового рынка, снизить издержки участников финансового рынка и создать условия для централизованного клиринга по широкому кругу
финансовых инструментов, включая внебиржевые производные финансовые инструменты.

Внедрение макропруденциального регулирования нацелено на ограничение рисков валютного кредитования, а также обеспечение финансовой стабильности в сфере потребительского и ипотечного кредитования. Принятые изменения в законодательстве, разрешающие Банку России устанавливать макропруденциальные надбавки на основании решения Совета директоров, позволяют Банку России более оперативно проводить макропруденциальную политику. В условиях повышения рисков и усиления роли Банка России как мегарегулятора возрастает значение оценки системных эффектов при реализации макроэкономических шоков. Разработанная концепция макропруденциального стресс-тестирования,
в рамках которого учитываются риски кредитных и некредитных финансовых организаций на групповой основе с учетом взаимосвязей между ними, позволяет своевременно выявлять потенциальные системные риски на макроуровне. Проведена реформа банковского надзора, итогами которой стали централизация надзора, разработка единого стандарта надзора, повышение оперативности принятия надзорных решений, усиление консолидированного надзора за участниками банковских групп. Проведена первая оценка качества и результатов внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК) кредитных организаций. Разработаны стандарты надзорной деятельности и внедрены риск-ориентированные подходы к надзору за НФО, а также проведена централизация надзора и наблюдения в НПС, обеспечившая применение единых рискориентированных подходов к субъектам НПС. В целях исключения системных проблем в страховом секторе финансового рынка, которые могут возникнуть в результате неустойчивого финансового положения страховой организации, внедрен механизм финансового оздоровления страховых организаций с участием Банка России.