Российские банки вскоре столкнутся с новым ужесточением требований к безопасности электронных платежей и переводов. ЦБ потребует от них получать предварительное согласие клиента на проведение операции, например, через код, направляемый по SMS. Сейчас банки делают это добровольно, но не всегда и не все. Выполнение новых требований будет стоить каждому банку в среднем несколько десятков тысяч долларов. Остановить рост мошенничества это поможет, но ненадолго, считают эксперты.
О том, что ЦБ потребует от банков в обязательном порядке получать подтверждение от клиентов на проведение операций в режиме онлайн, рассказал на форуме Finnopolis 2015 в Казани замначальника главного управления безопасности и защиты информации ЦБ Артем Сычев. «Мы внесем изменения в положение
Конкретных решений ЦБ не навязывает, он лишь опишет требования к технологии. Способов подтверждения много — от наиболее простых — через SMS,
Правила подтверждения
Технологию подтверждения операций, совершаемых дистанционно, банки используют и сейчас, однако в добровольном порядке. В отсутствие обязательности оно практикуется далеко не по всем операциям. По словам экспертов, это требует дополнительных расходов на SMS, доработку программного обеспечения и др., что в совокупности оценивается в несколько десятков тысяч долларов. «Сейчас мы как
Инициатива ЦБ обусловлена объективной необходимостью, считает начальник управления режима информационной безопасности департамента защиты информации Газпромбанка Алексей Плешков. «Сейчас участились случаи совершения мошеннических действий в отношении клиентов крупных банков — пользователей систем дистанционного банковского обслуживания, это касается как физических, так и юрлиц»,- отмечает он. Свежих данных по числу инцидентов и объему потерь через дистанционное банковское обслуживание (ДБО) ЦБ пока не раскрывает, но в 2014 году было выявлено 4,9 тыс. попыток осуществления несанкционированных операций через ДБО на сумму 1,64 млрд руб., из которых более 80% на сумму более 700 млн руб. прошли успешно. Однако и эти цифры не отражают всего масштаба проблемы, поскольку банки неохотно раскрывают ЦБ информацию об инцидентах в своих системах. По словам Артема Сычева, ежегодные темпы роста объема мошенничеств составляют около 30%, опережая темпы роста оборота электронных платежей (10–15% в год).
Насколько эффективными в борьбе с мошенничеством окажутся новые меры, оценить сложно, отмечают банкиры. «На некоторый сравнительно небольшой период времени это должно остановить рост мошенничества, но ровно до того момента, пока злоумышленники не найдут обходные пути,- говорит Алексей Плешков.- Помешать эффективной реализации этой меры могут и другие факторы — например, неисполнение клиентом обязательства актуализировать свои контактные данные». В таком случае банк формально будет выполнять свои обязательства по информированию клиента, но эффекта это не даст, заключает он.
Ольга Шестопал
Источник: