Почти две трети россиян пользуются финансовыми услугами, при этом уровень финансовой грамотности граждан в целом невысок, и нет убедительных свидетельств того, что люди заинтересованы в его повышении. Такие данные публикует
Выяснилось, что для большинства россиян основным источником знаний в области личных финансов являются сотрудники банков. Так, 45,3% опрошенных считают, что именно финансовые организации в лице сотрудников их фронт-офисов лучше других могли бы проинформировать их по различным финансовым вопросам. «Если продавцы услуг будут для потребителей единственными источниками информации и ее толкователями, то это может привести к конфликту интересов», – предупредили авторы обследования.
Следом за банковскими сотрудниками в качестве источников знаний названы независимые финансовые советники (34,9%) и СМИ (29,4%). Чуть реже в качестве учителей финансовой грамотности респонденты упоминали интернет и «сарафанное радио».
Организации по защите прав потребителей и независимые финансовые консультанты имеют наибольшее влияние на пользователей финансовых услуг и представителей высокодоходных групп населения (с доходом более 16 тысяч рублей на человека в месяц). Студенты чаще доверяют преподавателям вузов экономического профиля и реже – СМИ.
Экспертов тревожит, что 65,0% россиян не испытывают потребности в дополнительной информации о финансовых услугах, что, скорее, говорит о невысоком уровне их финансовой грамотности. При этом треть респондентов жалуются на то, что доступная им информация изложена непонятным языком. Авторы не исключают, что именно дефицит ясной и достоверной информации демотивирует граждан глубже вникать в суть предоставляемых им финансовых услуг.
* Министерство финансов и исследовательский центр ЗАО «Демоскоп» обнародовали результаты обследования уровня финансовой грамотности и компетентности российского населения. Обследование было проведено в 2012 году ЗАО «Демоскоп» в рамках совместного проекта Минфина и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Авторы исследования – доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Диляра Ибрагимова, профессор департамента социологии НИУ ВШЭ Ольга Кузина и генеральный директор ЗАО «Демоскоп» Михаил Косолапов – пытались максимально подробно узнать, каково материальное положение россиян и источники их доходов, насколько велика разница в доходах между бедными и богатыми. Также социологи выяснили величину накоплений и долгов граждан, анализировали их финансовые и нефинансовые активы.
Обследование проводилось на основе всероссийского опроса, объем выборки составил шесть тысяч человек. Кроме того, были проведены опросы в двух экспериментальных регионах – Волгоградской и Калининградской областях, а также в двух контрольных регионах – Оренбургской и Ярославской областях. Объем выборки в каждом регионе составил 1,5 тысячи человек.
Целью ученых было измерить уровень финансовой грамотности россиян, выявить наиболее проблемные зоны, и оценить эффективность проводимых программ. Используемое в проекте понятие «финансовая грамотность» предполагает знания о финансовом рынке и финансовых услугах, а также набор компетенций:
- управление деньгами (ведение бюджета, проверка выписок с банковского счета, регулярность сбережений, и т.д.);
- долгосрочное планирование (создание резервов для ожидаемых трат и резервов на черный день, страхование, пенсионные накопления, сбережения на образование детей и крупные покупки, и т.д.);
- выбор между различными альтернативами (пользование финансовыми услугами, неформальные формы сбережений и кредитов, отношение к риску, информированность о существующих финансовых продуктах и их характеристиках, источники информации, умение читать договора перед подписанием, и т.д.);
- информированность (о ситуации в экономике, о новых финансовых продуктах и услугах, а также об изменениях условий и стоимости уже существующих услуг, знание о том, где получить независимую консультацию по финансовым вопросам, и куда обращаться с жалобой);
- наличие мотивации.