Ассоциация региональных банков России (АРБР) подготовила поправки в Гражданский кодекс, по которым суд вправе уменьшить размер убытков, которые взыскиваются с банка по факту необоснованных списаний с карт клиентов. Для этого банк должен доказать, что инцидент произошел из-за грубой неосторожности клиента. Президент ассоциации, зампредседателя комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков сообщил «Известиям», что такая инициатива была высказана на экспертном совете комитета Госдумы по финрынку и отражает позицию банковского сообщества. По словам Аксакова, сейчас поправки направлены на рассмотрение в Минфин и Центробанк; он готов их внести в Госдуму после того, как они выскажут свою позицию по вопросу.
Эта идея возникла у банкиров как защитная реакция на фоне действия нового закона и растущих издержек на компенсации клиентам - 1 января 2014 года вступили в силу поправки в закон «О национальной платежной системе» (НПС). С тех пор банки обязаны возмещать клиенту ущерб от несанкционированных списаний средств после получения от клиентов уведомления, что данная операция совершена без его согласия. Однако клиент должен уведомить банк о несанкционированных списаниях не позже чем в течение суток после инцидента - в противном случае банк может не возмещать убытки.
Предполагается, что банк будет сам подавать в суд на клиента с иском о возмещении убытков. Но в суд могут обратиться и сами клиенты, которым недобросовестный банк затягивает выплату: законом об НПС не предусмотрены четкие сроки возврата денег клиенту, и в данном случае расторопность банка показывает, насколько ему важен клиент. Аксаков пояснил, что новые поправки вносятся в Гражданский кодекс, а не специальный закон об НПС.
Источник: