Как стало известно «Ъ», на фоне расчистки банковского рынка у корпоративных клиентов банков, лишившихся лицензий, возникли новые проблемы. Компании, чьи счета на момент отзыва были заморожены по предписанию ФНС, фактически лишились доступа к банковскому обслуживанию. По закону банки не имеют права открывать новые счета в других банках при наличии блокировки счета налоговой службой в других банках. Поправки к Налоговому кодексу, призванные устранить проблему, рассматриваются в правительстве.
Вопрос трудностей с открытием новых счетов клиентами банков, лишенных лицензий, поднял омбудсмен при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов в письме, которое на днях получил президент Союза юридических лиц Москвы Роман Масленников (документ есть у «Ъ»). Сейчас, согласно требованиям Налогового кодекса (НК), клиенты
Как следует из письма омбудсмена, законопроект, устраняющий эту правовую коллизию, уже поддержан ЦБ и направлен в правительство. Суть поправок, как следует из письма, в том, что банкам будет дано право принимать на обслуживание клиентов, чей счет, если он был единственным, был заморожен по предписанию ФНС на момент отзыва лицензии. В ФНС вчера не смогли предоставить комментарий. В Минэкономики заявили, что такой законопроект на рассмотрение не поступал. В Минфине сказали, что знают о существовании такой проблемы, но от подробных комментариев отказались.
Согласно НК РФ, приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. Оно означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении ФНС. При наличии решения о приостановлении операций по счету банки не вправе открывать этой организации счет, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
Сейчас банки проверяют, есть ли у клиента заблокированные счета в других банках, при его приеме на обслуживание, отмечают банкиры. «Эта проверка проводится через специальный информационный ресурс на сайте налоговой службы по ИНН клиента и БИК нового банка,- рассказывает зампред Промсвязьбанка Татьяна Кузьмина.- Она включена в процедуру при открытии счета и проходит в автоматическом режиме».
В случае если поправки будут внесены, это решит проблему, считают банкиры. «Претензии налоговиков необязательно свидетельствуют об отрицательной деловой репутации клиента,- отмечает Александр Голубев.- Доначисление налогов может произойти и по ошибке со стороны самих налоговиков». Кроме того, счет могут заблокировать и
Ольга Шестопал, Светлана Дементьев
Источник: