К концу года предприятия оптовой торговли охватили апатия и пессимизм. Снижение платежеспособного спроса россиян и санкции повлекли за собой стагнацию в ритейле и сокращение оборотов в оптовой торговле. Чтобы выжить, оптовики сокращают ассортимент и повышают цены, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований
В III квартале 2014 года индекс предпринимательской уверенности снизился до +3%, что оказалось самым низким значением за весь посткризисный период. Санкции и снижение покупательской способности граждан «подкосили» оптовиков. Доля предпринимателей, заявивших о недостаточном платежеспособном спросе со стороны клиентов, составила 63%. Снижение прибыли констатировали 40% руководителей оптовых компаний.
Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности трех тысяч организаций, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.
За счет сокращения импорта замедлился рост в организациях, поставляющих продукты питания. Слабый покупательский спрос «загнал» в стагнацию оптовые компании, реализующие парфюмерные и косметические товары. Индекс предпринимательской уверенности там просел относительно I квартала с +4 до +1%. Снизилась деловая активность фирм по поставкам автомобильных деталей, спрос на которые также зависит от конечных потребительских интересов (ИПУ составил -1%).
В то же время некоторый подъем деловой активности было отмечен в оптовых организациях, занимающихся поставками производственной продукции. Так, например, индекс предпринимательской уверенности, рассчитанный для фирм, занимающиеся поставками руды и металлов, а также лесоматериалов и стройматериалов увеличился с +4 до +6%, у продавцов машин и оборудования ИПУ возрос с +1 до +3%. Это может свидетельствовать о некотором оживлении в реальном секторе экономики.
В целом же на ухудшение экономической конъюнктуры оптовики отреагировали ростом цен и сокращением ассортимента. 65% руководителей оптовых компаний констатировали увеличение стоимости продаваемой продукции. В большей степени возросла оптовая цена реализации на потребительские товары: продовольствие, парфюмерию и косметику, а также фармацевтику. Как отмечают авторы мониторинга, сокращение ассортимента, подобное нынешнему, обычно наблюдается в периоды острой дестабилизации, когда приходится использовать широкий спектр механизмов оптимизации.
Экономисты ЦКИ считают, что в IV квартале 2014 года ситуация может ухудшиться. Такой прогноз они делают, опираясь на мнения ритейлеров. «Впервые после предкризисного периода 2008 года у ритейлеров в два раза снизились ожидания по таким центральным показателям, как спрос, товарооборот, объем продаж, прибыль. При этом 50% предпринимателей к концу года планируют увеличить цены реализации по всем товарным группам. Таким образом, розница уже подготовилась к ответу на любые, даже скрытые тактические шаги оптового сегмента», – подчеркивается в мониторинге.