По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), в первом полугодии 2015 года на деятельность коллекторов поступило порядка 1,5 тыс. жалоб от граждан — столько же, сколько за весь 2014 год. Об этом сообщает газета
"У нас, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в первом полугодии количество жалоб на коллекторов выросло на 20%",— подтверждает тенденцию председатель совета Финпотребсоюза Игорь Костиков. "В крупных городах коллекторы в основном действуют корректно, однако в регионах заемщики часто жалуются на оскорбления и угрозы,— поясняет он. По словам Дмитрия Теплицкого, рост числа жалоб на коллекторов связан с тем, что на фоне снижения доходности бизнеса они вынуждены активнее взыскивать долги с заемщиков.
Снижение доходности бизнеса коллекторов — результат стагнации объемов предложения плохих долгов со стороны банков. По данным Национальной службы взыскания (НСВ), в первом полугодии 2015 года рынок первичного размещения долгов банками по агентской схеме впервые за шесть лет практически не показал роста. За шесть месяцев текущего года банки передали коллекторам в работу 219 млрд руб. против 211 млрд руб. за тот же период 2014 года. До этого рынок агентского взыскания прирастал год к году в среднем на 45%. Отсутствие роста наблюдалось лишь в 2008-2009 годах, когда банки в кризис фактически полностью заморозили розничное кредитование. Сейчас схожая ситуация: по данным ЦБ, за пять месяцев текущего года объем розничных кредитов сократился на 4,9%.
По словам главного управляющего директора "Секвойя кредит консолидейшн" Сергея Шпетера, банки начали сокращать выдачу новых кредитов еще в 2014 году, и из-за этого объемы "свежей" просрочки стали стремительно сокращаться. "Сейчас основная выдача потребкредитов приходится на госбанки, в то время как розничные игроки практически заморозили кредитование,— говорит он.— При этом именно крупные розничные банки передавали коллекторам в работу до 50% всех долгов на рынке аутсорсинга".