Нижний Новгород
10 июля
USD ЦБ
77,90 -0,27
EUR ЦБ
91,50 +0,08
Нефть
80,45 +6,34
Золото ЦБ
8 265,67 -65,32
18+

Деньги россиян снимают с карт даже в городах, где жители нашей страны не были

20.09.2012
0

Лондон, Чикаго, Анталия, Палермо и даже Куала Лумпур - во всех этих городах через банкоматы были сняты деньги со счетов россиян, которые никогда там даже не были. Они стали жертвами фрода (от английского fraud) - так называют мошенничество с пластиковыми картами. Внутри страны оно тоже набирает силу: 16% обращений граждан в Московское ГТУ Банка России связаны с этой проблемой. Такую информацию публикует интернет-портал Российской газеты.

За советом, как защититься от карточных мошенников, "РГ" обратилась к начальнику управления платежных систем и расчетов Московского ГТУ Банка России Дмитрию Чижикову, который пояснил, что способов несанкционированного снятия денег много. По его словам чаще всего мошенники получают доступ к денежным средствам с помощью украденных, потерянных или поддельных карт, кражи персональных данных. Широкие возможности для мошенничества предоставляет заочная форма оплаты услуг с использованием реквизитов существующей карты и CVV-кода (три цифры на оборотной стороне карты). Чтобы получить эти данные, есть также много способов. Мошенники могут получить данные карты при совершении операций в магазинах или ресторанах, воспользоваться отчетностью магазинов, перехватывать их счета и другие документы, в которых значатся данные карт. Изобретательность в технических средствах, позволяющих завладеть реквизитами карты, когда ее держатель вводит их в банкомат или платежный терминал, постоянно совершенствуется. Известны и случаи сговора, когда кражей информации промышляли работники процессинговых центров, где находятся серверы по обработке данных. Основная рекомендация, чтобы обезопасить себя – быть предельно осторожным. "И когда снимаете деньги в банкомате, и когда расплачиваетесь, и когда получаете запросы на обновление персональной информации, связанной с картами. Независимо от того, получены они по почте, по мобильному телефону и особенно через Интернет, есть множество вредоносных программ, предназначенных для кражи данных. Прежде всего, через электронную почту, - говорит Дмитрий Чижиков. - Передавая карту для оплаты, постарайтесь, чтобы кассир совершал операции у вас на глазах, проконтролируйте сумму на чеке. Вводя ПИН-код, прикрывайте свободной рукой клавиатуру. В кафе и ресторанах не передавайте карту третьим лицам, требуйте терминал, чтобы провести оплату лично. Лучше всего пользоваться чиповыми картами (на основе микропроцессора) - наиболее защищенными от посягательства. Для оплаты товаров или услуг через Интернет используйте одноразовую предоплаченную карту. Поставьте на свой компьютер защиту от вирусов и вредоносных программ, следите за ее обновлением. Не открывайте почтовые сообщения с исполняемыми файлами - лучше запретить их прием. Убедитесь, что сообщения с вложениями отправлены известными вам людьми. Подозрительные лучше не открывать. Оперируя персональными данными или данными карты в Интернете, не используйте чужую компьютерную технику. Не держите документы, удостоверяющие личность, в местах, доступных посторонним. Получение копии паспорта часто становится первым шагом на пути к различным видам мошенничества".

Дмитрий Чижиков отмечает, что не следует пренебрегать такой недорогой услугой, как SMS-информирование об операциях по вашему счету. Оформляя карту, поинтересуйтесь, есть ли у кредитной организации программа страхования риска несанкционированных операций. Некоторые банки предлагают блокировать карты по территориальному принципу. После посещения стран с высоким уровнем фрода (список можно уточнить в банке) лучше их заблокировать до следующей поездки. Кроме того, можно поставить лимит на совершение операций или заблокировать отдельные услуги, например, оплату товаров через Интернет. Прочтите рекомендации по защите от мошенничества, расположенные на сайте вашего банка или любого крупного банка, кроме того, многие банки размещают Памятку Банка России "О мерах безопасного использования банковских карт". Полезные сведения для владельцев карт есть и на сайте МВД России в разделе "Управление "К".

Если Ваша карта подверглась атаке мошенников первым делом нужно обратитесь в контактный центр банка и заблокируйте карту. Для этого всегда имейте реквизиты карты и телефон банка при себе. Затем напишите подробное письменное заявление в банк, проследите, чтобы оно было зарегистрировано, узнайте присвоенный ему номер. Следующим шагом должно быть обращение в правоохранительные органы с аналогичным заявлением. Сроки и порядок рассмотрения обращений граждан устанавливаются внутренними документами банка. Учитываются также правила конкретной платежной системы, с которой работает банк. По законодательству Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность банков. Тем не менее, еще в ноябре 2010 года кредитным организациям было направлено письмо с рекомендациями, в частности, рассматривать обращения граждан в срок до 30 дней, а в случае запроса в международные или российские платежные системы - до 60 дней. О вынесенном решении банк сообщает клиенту. Если заявитель с ним не согласен, то согласно Гражданскому кодексу он имеет право обратиться в суд. Ваажно, однако, помнить, что, становясь клиентом банка, вы подписываете с ним договор, основанный на юридическом равенстве сторон. Потому споры решаются в судебном порядке, а исход суда прежде всего зависит от того, насколько четко вы знали и исполняли свои права и обязанности, прописанные в договоре. На держателя карты договор обычно возлагает обязательства по сохранности банковской карты, ее реквизитов, ПИН-кода. На нем же, как правило, лежит и ответственность за сохранность денежных средств от несанкционированного списания до момента блокировки карты.

Источник: Российская газета