Финансовое воспитание детей: от Рокфеллера до Кийосаки

26.04.2016

Джон Дэвисон Рокфеллер — легенда финансового мира…Его имя давно стало нарицательным: рокфеллерами называют богачей и успешных предпринимателей. Первый предприимчивый носитель фамилии Рокфеллер, Джон Дэвисон, начал строить свою финансовую империю «с нуля», со временем стал миллионером, а потом и миллиардером.

 

В воспитании детей Рокфеллер придерживался жестких законов мира финансов. Четверо отпрысков миллиардера понимали, что их семья владеет большими деньгами, но для них они недоступны. Дети составляли подробные отчеты, сколько карманных денег они получили и на что потратили. Небольшие суммы наследники финансовой империи получали за хорошие отметки, помощь по дому, заточку карандашей и даже за убитых мух. Существовала и система штрафов: расплачивались за плохие отметки или за опоздание к обеду.
 
Как показала последующая жизнь наследников многомиллионного состояния, его педагогическая система была ошибочной. Одна его дочь, повзрослев, постоянно чинила старые платья, другая, наоборот, безудержно тратила миллионы своего мужа, а возглавивший семейный бизнес сын Джонни всю жизнь пытался соответствовать своему легендарному родителю и очень страдал от того, что не дотягивает до его уровня.
В очередном уроке «Школы финансовой грамотности» мы поговорим о том, как познакомить ребенка с миром денег, чтобы он потом распоряжался ими с умом .
В условиях современной жизни дети достаточно рано понимают, что такое деньги и зачем они нужны. Конечно, поначалу это понимание очень условно: закончились в игре деньги — нарвал с березы еще листиков и снова в деле. Благосостояние зависит исключительно от терпения, от того, сколько листиков ты можешь нарвать за раз. К реальными деньгами ребенка следует приучать постепенно.

 

3 - 5 лет

Психологи советуют приблизительно с 3 лет брать ребенка с собой в магазин. Пусть малыш принимает активное участие в покупках: выбирает вместе с взрослыми товары, дает деньги кассиру, берет сдачу. Это не только подарит малышу ощущение собственной значимости и «взрослости», но и приучит к мысли, что даже маленькая конфетка стоит денег.

 

5 - 6 лет

В 5-6 лет ребенок уже способен совершать небольшие покупки самостоятельно, принимать участие в формирование и распределении семейного бюджета. Ребенку можно рассказать, сколько примерно зарабатывают родители, сколько из этих денег уходит на питание, на одежду, на развлечения. Так на примере реальных цифр можно показать, чем, например, будет грозить штраф за очередное разбитое окно в подъезде. Вдобавок, участие в формирование семейного бюджета научит ребенка быстрее складывать и вычитать.

 

7 - 8 лет

В 7-8 лет деньги пора копить. Самое действенное – подарить ребенку копилку, и пусть он попробует собрать сумму, необходимую для покупки желанной вещи. Важно! Если он вдруг накопит на ролики, о которых мечтал весь год, то именно ролики (а не зимнюю куртку) нужно купить. Кстати, можно даже открыть счет на имя ребенка. Не исключено, что в семье появится новая традиция – каждый месяц ходить с ребенком в банк и торжественно вносить на счет небольшую сумму.

 

Чем старше становится ребенок, тем острее он нуждается в карманных деньгах. Давать или не давать, сколько и за что – каждый родитель решает сам, но, если все же решили проспонсировать свое чадо, то эксперты, в частности бизнесмен, инвестор и автор книг по финансовой грамотности Роберт Кийосаки, советуют сразу же расставить для ребенка все точки над водяными знаками. Объясните подростку, что давать деньги на карманные расходы для родителей не обязанность, а желание, поэтому требовать денег нельзя. Но если уж дали денег на карманные расходы, не указывайте, на что эти деньги тратить. Дело родителей — только помочь школьнику рассчитать, что он может позволить себе на карманные деньги: булочку в столовой, билет в кино — а, возможно, стоит отложить всю сумму в копилку.
 
Эксперты советуют давать деньги только в определенные дни, если вдруг ребенок истратил все раньше времени, объясните, что у него наступил «кризис» и остается только ждать следующего месяца. Первокласснику лучше давать небольшие суммы, но каждый день, в 3-4 классе можно выделять определенную сумму раз в неделю, потом раз в 2 недели, и уже подростку давать деньги раз в месяц.
 
Чем старше становится ребенок, тем больше ему следует давать карманных денег. Но вместе с суммой должна расти и ответственность. Предложите ребенку часть его текущих расходов оплачивать самостоятельно, например, из карманных денег платить за проезд или за покупку тетрадей.

 

14 - 15 лет

Лет в 14-15 подросток может уже сам зарабатывать небольшие суммы. Следует только проследить за выбором места работы, уточнить обязанности ребенка и выяснить, не помешает ли трудовая деятельность учебе. Ребенок вправе самостоятельно решить, что делать с первым заработком: отложить, потратить на себя или отдать родителям. 

 

Ну и напоследок, не спорьте при ребенке по поводу денег и не говорите, что все плохо и денег нет. Без них, безусловно, не обойтись, но не в них и главное счастье.