Нижний Новгород
20 апреля
USD ЦБ
93,44 -0,65
EUR ЦБ
99,58 -0,95
Нефть
81,25 -0,46
Золото ЦБ
7 158,09 -73,03
18+

Ежедневный обзор Райффайзенбанка по финансовым рынкам: Инвесторы ставят на смягчение политики ФРС

14.05.2019
0

Мировые рынки

Инвесторы ставят на смягчение политики ФРС

Как и следовало ожидать (после произошедшего срыва торговых переговоров США и Китая), американские индексы акций вчера продемонстрировали заметное снижение (на 2,45% по S&P), в лидерах падения - технологический и потребительский сектора (потерявшие 3,7% и 3%, соответственно), однако коррекция не переросла в массовую распродажу (основное снижение произошло лишь на открытии торгов, в течение дня преобладало боковое движение).

Китай объявил о предполагаемом введении с 1 июня повышенных пошлин (25%) на широкий перечень товаров, экспортируемых из США в годовом объеме 110 млрд долл. Однако основной контрмерой является происходящая девальвация национальной валюты Китая (на 10% г./г. и на 3% м./м. к доллару), что естественным образом позволит компенсировать негативный эффект от повышенных пошлин для китайских экспортеров, а также сократить импорт за счет снижения покупательской способности китайских домохозяйств в долларовом выражении. Это свидетельствует о том, что китайская сторона не намерена идти на уступки: если соглашение и будет достигнуто, то на менее выгодных для США условиях, чем они изначально планировали. Кстати говоря, торговый конфликт у США назревает и с ЕС, который уже объявил о мгновенных контрмерах на возможные торговые ограничения (США планирует поднять пошлины на европейские машины).

От более сильного падения финансовый рынок удерживают два обстоятельства: 1) надежда на то, что масштабной торговой войны все-таки не будет (у Д. Трампа есть предчувствие, что торговые переговоры завершатся успехом через 3-4 недели); 2) надежда на то, что последствия ухудшения торговых отношений будут компенсированы смягчением монетарной политики ФРС (согласно рынку фьючерсов, ключевая долларовая ставка будет снижена до конца этого года с вероятностью 74%). Изменения ожиданий по ключевой ставке и «бегство в качество» вчера привели к снижению доходностей 2-летних UST на 7 б.п. до YTM 2,19%. С технической точки зрения картина аналогична той, которая наблюдалась в октябре прошлого года в преддверии обвала американского рынка на 14%.

Экономика

Импорт продолжит «плестись» за слабым внутренним спросом…

В апреле импорт из стран дальнего зарубежья перешел к росту в годовом выражении в долл. (+5% г./г. против -2,9% г./г. за 1 кв. 2019 г.), но это стало результатом эффекта низкой базы прошлого года. При сохранении текущей месячной динамики в мае-июне увеличение импорта составит ~2,5% г./г. за 2 кв. 2019 г. Рост в апреле в первую очередь был поддержан восстановлением инвестиционного импорта (+2,4 п.п. к годовым цифрам), не менее заметный рост был зафиксирован и по позициям химии (+1,2 п.п.).

Тем не менее, на фоне сохранения в целом слабого внутреннего спроса перспективы устойчивого роста импорта остаются под вопросом. Основным источником неопределенности является ход исполнения нацпроектов (с серьезным уклоном в инвестиционные расходы). И хотя, как мы полагаем, в целом политика нового майского указа не носит характера явной экспансии (прогнозный рост расходов бюджета ожидается Минфином в рамках прошлых лет), сдвиг в сторону инвестиций (которые гораздо сильнее зависят от импорта) все же может проявиться в ближайшие 1-2 года. Однако вряд ли эффект на импорт будет быстрым: исполнение расходов идет достаточно медленно, и влияние на экономику, если и будет заметно в этом году, то только ближе к его концу (4 кв. 2019 г.). В целом мы ожидаем лишь умеренного роста импорта по итогам 2019 г., на уровне 1-2% г./г.

…цены на сырье не смогут поддерживать экспорт в этом году

Темпы роста экспорта товаров за 1 кв. 2019 г. заметно просели в стоимостном выражении (1,4% г./г. против 19% г./г. за 4 кв. 2018 г.). В числе основных причин – динамика цен на нефть (Brent за 2018 г. в среднем подорожала на 30%, тогда как за 1 кв. 2019 г. она подешевела в среднем на 5% г./г.), из-за чего стоимостная компонента нефтегазового экспорта заметно сжалась (по итогам 2018 г. экспортные нефтегазовые цены выросли на 30% г./г., а по итогам 1 кв. 2019 г. – лишь на 0,6% г./г.). Похожая ситуация произошла с экспортными ценами на черные и цветные металлы, что привело к снижению стоимостного объема металлургического экспорта.

Согласно нашим прогнозам, запас для роста цен на нефть в этом году практически исчерпан (в среднем за год мы ожидаем 68,8 долл./барр., т.е. в оставшиеся месяцы цены вырастут максимум до уровня 70 долл./барр., что будет ниже уровня 2018 г.). Кроме того, в свете эскалации торговых споров между США и Китаем высока вероятность падения мировых сырьевых цен, что лишь ухудшит потенциал для роста сырьевого российского экспорта.

Интересно, что несырьевой экспорт по итогам 1 кв. 2019 г. также показал слабые результаты: например, по позициям машиностроения зафиксировано снижение г./г. Однако мы не исключаем, что ситуация в этом-следующем году для машин и оборудования может поменяться: с одной стороны, наращивание несырьевого экспорта является одной из задач майского указа, а с другой – рост может быть обеспечен военной продукцией (однако здесь встает вопрос о качестве этого роста, т.к. может повториться ситуация 2018 г., когда продажи военного оборудования частично осуществлялись на нерыночных условиях). Неплохие шансы на рост экспорта физических объемов продукции сельского хозяйства: этому поспособствует очередной год хорошего урожая в России. При этом падение мировых цен на пшеницу не должно нивелировать рост физических объемов: после падения в 1 кв. 2019 г. консенсус-прогноз Bloomberg предполагает их восстановление до средних уровней прошлого года.