Нижний Новгород
28 мая
USD ЦБ
88,69 -1,02
EUR ЦБ
96,30 -0,79
Нефть
83,19 -4,50
Золото ЦБ
6 679,72 -118,89
18+

Новый сезон издание «Деловой квартал» открыло проектом «В центре внимания: банки+…»

17.09.2009
0

Новый сезон издание «Деловой квартал» открыло проектом «В центре внимания: банки+…», информационным партнером которого стал городской банковский Интернет-портал BANKNN.RU.

Первое заседание дискуссионного клуба в рамках данного проекта состоялось 15 сентября в ресторане «У Шаховского». Тема встречи - «Банки + ритейл», в ходе которой организаторы планировали обсудить ряд значимых вопросов, как то: результаты господдержки федеральных сетей в период острой фазы кризиса, динамика объемов кредитования ритейла, эффективность финансовых инструментов для крупнейших игроков рынка, активность взаимодействия ритейлеров и многие другие аспекты.

Экспертами бизнес-встречи выступили руководители и ведущие специалисты финансово-кредитных организаций города: Алексей Казимиров, управляющий банка Агропромкредит, Елена Башашина, управляющий банка Траст, Антон Лупанов директор Департамента по работе с юридическими лицами банк Траст, Николай Русов, управляющий Нижегородским филиалом банка Глобэкс, Юлия Баранник, зам. директора филиала по корпоративному бизнесу ОТP-Банк, Владимир Дементьев, зам. управляющего Нижегородского филиала Транскредит банк, Ирина Егорова, управляющий Нижегородским филиалом Собинбанк, Наталья Морозова, управляющий Нижегородским филиалом банка Возрождение, Наталья Леонтьева зам.управляющего КМБ банка, Михаил Ашмарин, начильник управления корпоративного бизнеса Промсвязьбанк.

На встрече не было представителей ритейла, организаторы объяснили это тем, что данный формат мероприятия не предполагает споров и дискуссий между представителями рынков, а является информационной площадкой, где основные участники, в данном случае банки, высказываются относительно ключевых для себя рынков.

Что касается взаимодействия, то все эксперты подтвердили, что для универсальных банков, сфера ритейла, является одним из основных направлений деятельности в рамках программ МСБ и корпоративного бизнеса. Было также отмечено, что такие клиенты требуют, прежде всего, индивидуального подхода. При этом Владимир Дементьев добавил, что работа с ритейлерами выстраивается достаточно сложно: небольшие компании – это непрозрачный закрытый сегмент, а крупные диктуют свои условия сотрудничества.

Николай Русов напомнил о существующей классификации компаний, основным критерием которой является размер годовой выручки: микробизнес – до 60 млн. руб. в год, малый – от 60 до 400 млн. руб. и средний – от 400 до 1000 млн. По его словам, в Нижегородском регионе порядка 100 крупных компаний с выручкой свыше 1 млрд. руб. в год, а все остальные относятся к среднему, малому и микро бизнесу. Вместе с тем сотрудничество с крупными компаниями, и ритейлерами в том числе, для банков зачастую означает работу по минимальным ставкам, на грани рентабельности, а возможность заработать существует только на кросс-продажах. Об этом в ходе беседы упомянул Владимир Дементьев, зам. управляющего филиала Транскредит банка. «В этом случае для «среднего» стабильного банка слишком высок порог вхождения, поэтому работать с крупными компаниями могут позволить себе банки из TOP-5 и ряд иностранных, имеющих дешевые длинные деньги», - отметил эксперт.

Финансисты упомянули и о том, что осенью, в разгар кризиса, когда Сбербанк начал «заламывать руки», повышая тарифы на обслуживание в несколько раз, ставя целый ряд ограничительных условий, многие очень крупные его клиенты стали переходить в другие банки с целью диверсификации своего кредитного портфеля. В сложившейся ситуации предприятия были готовы идти на более высокие процентные ставки, но при этом стремились уменьшить возможность для манипулирования. Сами банкиры называют это «слезть со Сбербанковской иглы».

Вместе с тем, четких рекомендаций относительно того, как предприятию наиболее эффективно распределить кредитный портфель – сотрудничать с одним банком или несколькими, эксперты давать не стали, но реальная ситуация является более чем показательной.

Обсуждался и процесс оценки платежеспособности заемщика. На сегодняшний день оценка производится по стандартным технологиям, которые применимы к малому и среднему бизнесу. В первую очередь банк оценивает финансовое состояние заемщика, источники погашения кредита, залоговая же составляющая не является первостепенной.

По словам экспертов, стоимость тех залогов, которые оценивались до кризиса, сегодня стала ничтожной. Гарантией возврата долга может служить залог, представляющий личную ценность для самого заемщика («родовое гнездо», семейная библиотека и т. д.) Как заметили финансисты, в этом случае можно быть уверенным, что кредит под такое обеспечение будет погашен раньше установленного срока. Тем не менее, с целью минимизации собственных рисков кредитор идет на диверсификацию залога (недвижимость, товар в обороте, оборудование и т.д.).

Юлия Баранник заметила, что существующие критерии оценки не догматичны. «Совершенно иным был подход в докризисный период, когда кредитовался исключительно растущий бизнес, сегодня мы понимаем, что второе полугодие 2008 года для всех прошло по-разному, поэтому в кредитной политике нашего банка предусмотрено максимальное снижение выручки компании к докризисному периоду. Если имеющиеся показатели попадают в допустимый предел, компания сможет получить кредит, если нет, мы начинаем анализировать причины, оценивать поквартальную динамику выручки, что в дальнейшем позволит принять конкретное решение», - сказала она.

На сегодняшний день уровень процентных ставок по кредитам для юр.лиц находится в пределах 16-20% годовых, но при этом, как заметили эксперты, их значительного падения ждать не стоит, поскольку по-прежнему высоки риски и показатель просрочки в целом по рынку продолжает расти.