С сегодняшнего дня, 24 января вступают в силу поправки к закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Поправки были приняты полгода назад, и вот, 180 дней спустя начинают действовать.
Поправки ужесточают ответственность за несоблюдение «антиотмывочного» законодательства.
«Теперь банкам нужно будет идентифицировать не только третью сторону по сделке, но и реальных владельцев бизнеса клиентов», — приводит сайт 66.ru слова замдиректора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский, сказанные еще в ноябре.
Расширен перечень лиц, которые могут быть оштрафованы за подобного рода нарушения. Кроме самого банка, как юрлица, ответственность могут понести сотрудники «от руководителя банка до лиц, ответственных за организацию финмониторинга на разных его этапах».
BFM.ru пишет о том, что новый закон также запрещает банкам предупреждать клиентов о надзоре со стороны Росфинмониторинга. Эта мера направлена на обеспечение соблюдения зарубежными филиалами и отделениями российских финансовых организаций требований российского законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма, если это не противоречит законодательству государства их местонахождения. Учтены рекомендации группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).
Теперь информирование клиентов и иных лиц о мерах противодействия легализации преступных доходов запрещается. При разовом движении средств клиента свыше 600 тысяч рублей банк обязан уведомлять Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ) — Росфинмониторинг, пишет источник. При этом не имеет значения, какая будет совершена операция — единовременный взнос денег на счет (в том числе во вклад), снятие денег или их перевод в другой банк. Раньше операционисты могли посоветовать клиенту разбить сумму на несколько частей: либо завести пару вкладов, либо сегодня зачислить одну часть денег на счет, а завтра — оставшуюся сумму. Теперь тех клиентов, кто не знает тонкостей закона «О противодействии...» информировать клиентов о надзоре Росфинмониторинга будет некому.
По словам руководителя налоговой практики юридической фирмы «Левант и партнеры» Валерия Нарежного, для того, чтобы не быть заподозренным в содействии терроризму, лучше открывать вклады на суммы, не превышающие 600 тысяч рублей. В том же случае, если вклад все-таки превышает указанную сумму, необходимо иметь оправдательные документы, например, о том, что вы закрыли вклад в другом банке, или что деньги вам достались в наследство.
Хотя главные изменения законодательства касаются работы российских банков внутри страны, внимание уделяется и операциям с лицами из стран, выполняющих в недостаточной мере, либо вообще не выполняющих требования FATF. Так, банки из «черного списка» делятся на 3 категории:
1. Страны, в которых существуют благоприятные условия для отмывания преступных средств и финансирования терроризма (например, Иран).
2. Страны, в национальных правовых системах которых есть существенные пробелы в законодательстве, позволяющие отмывать преступные доходы (Ангола, Эквадор, КНДР, Эфиопия).
3. Государства, выразившие намерение следовать рекомендациям FATF и предпринимающие определенные усилия, но не в полной мере устранившие пробелы в своем законодательстве (Греция, Турция, Сирия, Азербайджан, Туркмения, Украина и др.).
Наказание за несоблюдение сроков информирования Росфинмониторинга стало более суровым. Максимальный размер штрафов для юридических лиц увеличивается с 20 тысяч до 50 тысяч рублей. Должностные лица будут штрафоваться на сумму от 10 тыс. до 15 тыс. рублей. Для банка, как юридического лица, размер штрафа за просчеты сотрудника возрастает с 500 тыс. до 1 млн. рублей.
По словам 66.ru, предусмотрена и такая мера, как дисквалификация банкиров на строк 1-3 года.
Ещё одна мера ФСФМ – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. За это время клиенты – юридические лица, скорее всего, откажутся от услуг банка, поскольку организации физически не смогут существовать три месяца с замороженным счетом, тогда как зачастую проводить банковские операции требуется каждый день.
Кстати, наказывать банки за все эти нарушения теперь будет не Росфинмониторинг, а ЦБ, а участников фондового рынка - Федеральная служба по финансовым рынкам.
Впрочем, пока делать какие-то выводы рано. Банкиры ждут уточнения закона или появления письменных разъяснений регулятора по этому вопросу, заключает 66.ru.