Тема недели: Жители Приволжья жалуются на микрокредиторов почти в 10 раз реже, чем на банки и страховые компании

В течение 2018 года Центральный банк Российской Федерации получил от потребителей финансовых услуг из регионов присутствия Волго-Вятского ГУ Банка России свыше 31,3 тыс. обращений. Об этом порталу BankNN.ru сообщили в пресс-службе регулятора.

Более половины из них – 17,3 тыс. – касались кредитных организаций. Граждане, в частности, жаловались на навязывание дополнительных услуг при заключении договоров потребительского кредитования, сложности с выплатой и реструктуризацией кредитов.

Самая большая доля в общем количестве жалоб на некредитные финансовые организации касалась субъектов страхового дела. Таких обращений в период с января по декабрь 2018 года включительно поступило более 9,5 тыс. В этом сегменте граждане сталкивались с отказами в выплатах и нарушением сроков страхового возмещения, неверным применением коэффициента «бонус-малус», трудностями при оформлении электронного полиса ОСАГО.

Разногласия с микрофинансовыми организациями (МФО) были причинами обращений намного реже - в 9% случаев (около 2,8 тыс. жалоб). Жители регионов сообщали о проблемах, возникающих при взыскании просроченной задолженности, рефинансировании договора микрозайма, а также о превышении предельно допустимого размера начисленных процентов.

Все поступившие в Банк России обращения становятся предметом детального анализа, который позволяет создавать возможности для повышения качества, доступности и безопасности финансовых услуг.

Так, с начала 2019 года было установлено новое единое ограничение предельной задолженности заемщика по договорам потребительского кредита или займа сроком до 1 года. Теперь она не должна превышать взятую в долг сумму более чем в 2,5 раза. После достижения этого лимита кредитору запрещается начислять проценты, взимать штрафы, пени, требовать от заемщика оплаты каких-либо дополнительных услуг и т.п.

На начальном этапе ограничения затронут потребительские кредиты и займы, выданные с 28 января по 30 июня 2019 года. При этом условие об ограничении предельной задолженности должно быть указано на первой странице договора, который подписывает заемщик. С 1 июля 2019 года ограничение станет еще жестче: предельная задолженность не будет превышать сумму займа более чем в два раза, с 1 января 2020 года – в полтора.

Одновременно был введен лимит ежедневной процентной ставки в размере 1,5%, а с 1 июля текущего года она будет снижена до 1%. Это, в частности, позволит пресечь манипуляции недобросовестных компаний при выдаче «займов до зарплаты».

Также законодательно был ограничен круг лиц, которым кредитор может переуступить задолженность. В их число теперь входят только те организации, надзор за которыми осуществляют Банк России или Федеральная служба судебных приставов, а также граждане или специализированные общества, которые укажет сам должник. Больше никто не имеет права требовать от него погашения задолженности, в том числе – в судебном порядке.

Если гражданин считает, что представители финансового рынка нарушают его права, он может обратиться в Интернет-приемную Банка России на официальном сайте cbr.ru или позвонить на горячую линию по телефону: 8-800-300-3000.