Тема недели: Почему банки отказывают в кредите клиентам с хорошей кредитной историей

Многие заемщики сталкивались с тем, что банки им отказывали в кредите. При этом, по словам претендентов на заемные средства, о причинах отказа никто им не сообщал. Как ни странно, но у банков в России есть право сообщать клиентам о том, почему именно им не одобрен кредит. Проблема в том, что это – право, а не обязанность. То есть, любая кредитная организация может оставить запрос на кредит без ответа. А искать причины человеку придется самостоятельно.

Самая частая причина отказа – неплатежеспособность

К сожалению, самой частой причиной отказа остается невыполненные финансовые обязательства клиента. Это подтверждает статистика портала BankNN.ru. По анализу заявок на кредиты, размещенных через портал, банки даже не перезванивают тем гражданам, информация о долгах которых актуальна на сайте судебных приставов. Система выглядит так: даже если человек не заплатил два автомобильных штрафа, а информация об этом попала в базу судебных приставов, то на заявку этого человека не отреагирует ни один банк.

У человека может быть несколько кредитных историй: и хороших, и плохих

Однако есть случаи, когда отказы получают люди, не имеющие никаких финансовых обязательств. Сами граждане связывают это с тем, что информация о человеке в одном кредитном бюро может отличаться от информации о нем в другом кредитом бюро. И специалисты подтверждают: такое предположение – реальность.

«Такая ситуация возможна, поскольку у банков нет обязанности передавать кредитную историю во все БКИ – достаточно передавать в одно. Соответственно, чтобы получить эту кредитную историю, приходится обращаться именно к этому бюро. По этой причине при оценке заемщиков банки не ограничиваются запросом в одно БКИ», - рассказал спецкору BankNN.ru Григорий Шабашкевич, вице-президент, директор департамента кредитных рисков «Ренессанс Кредит».

Банки отправляются оценивать клиентов в соцсети и к мобильным операторам

 Как отметил Шабашкевич, на данный момент для банков основным источником информации в процессе оценки заемщика остается кредитная история клиента. Она позволяет проанализировать платежное поведение, уровень закредитованности, узнать объем кредитов, которые в настоящий момент обслуживает клиент, а также отследить наличие просрочек. Именно информация о финансовой дисциплине является для кредитной организации самой важной.

Помимо этого, банки могут запрашивать данные по абоненту у мобильных операторов. В этом случае кредитная организация получает только некий балл - никаких подробных сведений сотовые компании не предоставляют. Аналогичная ситуация и социальными сетями.

Банки запрашивают сведения о клиентах у мобильных операторов и соцсетей

«Банк заключает договор с мобильным оператором, в соответствии с которым по запросу банка и с согласия клиента по номеру телефона и ФИО запрашивается оценка кредитоспособности. В этом случае сотовый оператор на своей стороне анализирует данные абонента и присылает в банк свое заключение о кредитоспособности клиента. Далее банк решает, учитывать эту оценку при принятии решения о выдаче кредита или нет. Аналогичный процесс и с социальными сетями: банк сам не анализирует профиль клиента, за него это делает сама соцсеть», - рассказал Шабашкевич.

Фото в соцсети – не приговор

При этом «страшилки» о том, что из-за фотографий в социальных сетях банк может отказать в кредите, оказались мифом. Система скоринга не рассматривает отдельные публикации или снимки. Автоматическая программа анализирует совокупность сведений, составляет определенный портрет, беря за основу все виды поведения клиента в сети. Интересно, что программу может насторожить идеальный профиль – это может повлиять на решение банка негативно. Поэтому банкиры советуют оставаться обычным живым человеком со своими интересами, взглядами и мнением.