Не остаться в долгу

24.05.2014

Звонки в ночное время, навязчивые смс-сообщения, спам по электронной почте, угрозы об уголовном наказании, а порой и угрозы физической расправы – все это одномоментно становится не страшным сном, а явью должников, просрочивших выплаты по кредитам, услугам ЖКХ, телефонии. Коллекторы превращаются в неотступно преследующую их тень, своей неотвязностью доводящую «жертв» до нервных срывов и гораздо более тяжких последствий. Имеют ли коллекторы право вести себя агрессивно? Существует ли законодательство, регулирующее деятельность агентств, оказывающих финансовым организациям услуги по возврату долгов? Кому подконтролен этот рынок? 22 мая под эгидой нижегородского отделения ассоциации юристов России состоялся круглый стол на тему «Правовое регулирование рынка коллекторских услуг».

Сегодня методы работы коллекторских агентств все чаще подвергаются критике. Все больше становится обращений нижегородцев к юристам с просьбой защитить их от напористого поведения собирателей долгов. Между тем, отсутствие законодательно закрепленных четких условий работы предоставляют коллекторам свободу выбора методов взыскания денег.

Однако законодательство, хотя и медленно, но поворачивается в сторону регулирования данного рынка. 1 июля 2014 г. вступают в силу новые положения закона «О потребительском кредитовании», которые впервые регулируют отношения между коллекторами и должниками.

В то время как в нижегородской прокуратуре отмечают отсутствие массовых обращений с жалобами на коллекторов, в Управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области, напротив, говорят об их увеличении. По словам Нины Цветковой, начальника отдела защиты прав потребителей Управления, только с начала этого года на агентства поступило порядка 60 жалоб, в то время как за 2013 год их было около 30 (всего на финансовые услуги в 2013 г. жаловаться стали на 30% чаще, чем в 2012 г.). «У коллекторских агентств прибавилось работы с появлением микрофинансовых организаций, - сказала Нина Цветкова. – Также есть операторы, которые передают информацию на обслуживание коллекторам. Работают с агентствами и немногие организации ЖКХ. Но основные заказчики – банки. И здесь порой наблюдается странная ситуация, когда финансовые институты подолгу не сообщают клиентам об имеющихся у них задолженностях. А люди живут с уверенностью, что расплатились с банками. И в результате в дело вступают коллекторы. И, конечно, понятно, как морально тяжело действуют на людей угрозы, которые, случается, практикуют агентства».

Как же к коллекторам поступают контактные данные о должниках? На поверку все оказывается проще простого. Информация о передаче данных весьма часто прописана в договоре клиента и банка. Наталья Бычкова, начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных и надзора в сфере информационных технологий Управления Роскомнадзора по ПФО, отметила, что нередко при проверке жалоб выясняется, что физлица невнимательно читали договор, а после заявляли, что не давали согласия на передачу информации о них. По словам Бычковой, на коллекторов приходится порядка 10% от всех претензионных обращений. Если же рассматривать жалобы на кредитные организации и коллекторов, на операторов и коллекторов, то цифра доходит до 50-70% по всему ПФО. Основная трудность, с которой сталкивается Роскомнадзор в работе с жалобами на коллекторов – неоднозначность трактовки понятия «оператор» в №152-ФЗ «О персональных данных». Исходя из толкования, даваемого правовым актом, получается, что оператором могут быть как самостоятельно действующие структуры, так и действующие совместно с другими. На деле выходит, что коллекторские агентства предпочитают относить себя к первым и не входить в реестр операторов.

Ваши права при общении с коллектором

1. Коллектор обязательно должен сообщать свои ФИО, должность и представляемую организацию.

2. Коллектор может встретиться с вами только в случае, если вы на это согласитесь. Коллектор не может приходить к вам домой без вашего на то разрешения. В противном случае вы имеете право обратиться в полицию. Аналогично вы можете подать заявление в правоохранительные органы в случае угроз в свой адрес.

3. Вы имеете право обратиться к оператору связи с просьбой блокировки постоянно звонящих входящих номеров.

4. Звонить и отправлять смс-сообщения коллекторское агентство не может в рабочие дни с 22.00 до 08.00, в выходные и в нерабочие праздничные дни – с 20.00 до 09.00 по местному времени по месту жительства заемщика или поручителя заемщика.

5. В помощь вам статья 15 ФЗ «О потребительском кредитовании» (Особенности совершения действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского кредита (займа)).

Если вас осаждает коллектор, то первой спасительной инстанцией будет ваш местный участковый. Не поленитесь обратиться к нему. Он, в свою очередь, должен получить от вас распечатки звонков и максимально полную информацию о людях, которые требуют от вас возврата задолженности. Дополнительной вашей опорой станет статья 5.59. КоАП РФ («Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан»), защищающая граждан от нарушения рассмотрения их обращений. В тридцатидневный срок вы должны получить ответ на свое обращение.

Но что еще не менее важно, так это решить вопрос, действительно ли есть у вас долги и, если есть, то как с ними поступить. Обратитесь в банк, рассмотрите возможность реструктуризации долга или рефинансирования. Главное – не убегайте от проблемы, иначе взыскание долга, в конце концов, окажется в суде и закончится исполнительным производством. Не будет ли дешевле для кармана и полезнее для нервов изначально избежать такого сценария?