Франшиза

17.10.2014

Начинать свой бизнес необязательно со стартапа. Для многих предпринимателей-новичков отличным вариантом может стать работа по франшизе.

Франшиза – это готовая бизнес-система, по которой только и остается работать. Корпорация, которая предоставляет франшизы, называется франчайзером. Предприниматель-покупатель – это франчайзи. Первопроходцами в российском франчайзинге была сеть «Баскин Роббинс», которая продала свою первую франшизу в Москве в 1993 году. Сейчас по этой системе в России работает несколько десятков компаний, поставляющих на рынок свои программы.

Но, прежде чем с головой окунаться во франчайзинг, следует уяснить для себя несколько основных моментов:

1. В России до сих пор законодательно не закреплено понятие франчайзинга. Следовательно, не существует и франчайзингового договора. Его роль исполняют другие виды договоров: договор коммерческой концессии (его положения регулируются гл. 54 ГК РФ), лицензионный договор, агентский договор, договор поставки (если предполагается поставка товара), договор давальческой переработки (производственный франчайзинг), договор совместной деятельности, договор консалтинга (услуги), договор комиссии, дилерский договор, договор об уступке патента, договор о предоставлении ноу-хау, договор продажи, договор аренды (в том числе, лизинга) др.. При этом отношения могут быть оформлены смешанным и комплексным договором. Прежде, чем что-то подписывать, внимательно изучите условия, по которым впоследствии будет необходимо работать.

2. Также изначально уточняйте, будет ли прописана в договоре территория использования вами исключительных прав выбранного бренда. Дело в том, что в соответствии с нормами статьи 1033 ГК РФ франчайзер не имеет права на выдачу другому субъекту прав на использование своего товарного знака на территории франчайзи (в договоре обязательно должна быть четко определена территория).

3. Договор предполагает передачу прав на использование товарного знака, и если в свою фирменную символику или наименование франчайзер задумает внести какие-либо изменения, при заключенном договоре коммерческой концессии, то в соответствии с положениями статьи 1039 ГК РФ он должен получить согласие у франчайзи.

4. Изучите обязательства для франчайзи. Вы должны получить исчерпывающий список требований и его конкретизацию. Если это требования к помещению, то попросите расписать их максимально детально. Если список требований включает ремонт помещения с обязательным соблюдением корпоративного стиля, то требуйте все подробности, уточняйте, будет ли франчайзер разрабатывать для вас дизайн-проект.

5. Запросите у франчайзера контакты предпринимателей, которые уже работают по его франшизе. Пообщайтесь с ними о приобретенном ими опыте и впечатлении о работе.

Выбор франшизы

Условно все франшизы делятся между сферами «торговля», «услуги», производство».

Торговая франшиза предполагает, что вы будете приобретать у франчайзера определенный товар для последующей его реализации. Т.е. у него есть уже сформированный и узнаваемый бренд и товарный знак, что способствует его продвижению.

Производственная франшиза предполагает приобретение технологии производства, с передачей всех технологических карт, производственных процессов и списка необходимого для приобретения оборудования. В этом случае от франчайзера должно быть получено и решение по поставщикам производственного оборудования. Также франчайзер должен взять на себя обязательства по налаживанию производственного процесса на вашем предприятии с обучением персонала, отработкой технологии.

Франшиза на предоставление услуг должна содержать четкие руководства по предоставляемым услугам, их подробное и поэтапное описание. Кроме того, франчайзером должно в обязательном порядке предлагаться обучение персонала процессу предоставления его услуг.

Переговоры с продавцом

Вначале внимательно изучите коммерческое предложение, размещенное им на площадке продажи франшиз либо же на официальном сайте франчайзера. Нередко оно представлено тезисно, так что запросите у франчайзера подробную расшифровку по всем пунктам конкретных прав и получаемых материальных ресурсов.

Примеры:

- Право на использование товарного знака и монопольная территория для франчайзи. Вы должны понять, какие права вы приобретаете. Будет ли вам предоставлено монопольное право работы на определенной территории, либо же франчайзер оставит для себя лазейку продажи на этой территории франшиз и другим предпринимателям.

- Почти во всех коммерческих предложениях вам пообещают обучение. Не стоит обольщаться на этот счет, ведь часто это лишь декларируемое право, поскольку обучением франчайзер считает предоставление брошюры или же брендбука. Уточняйте, что входит в понятие «обучение»: существует ли какой-то специализированный обучающий центр, предполагается ли стажировка на аналогичных действующих предприятиях персонала и руководящего состава, будет ли организован выезд сотрудников франчайзера на ваше предприятие для запуска бизнеса и отладки его на месте.

- Часто в коммерческих предложениях франчайзеры обещают вам рекламную поддержку. Тут также надо попросить конкретизировать в чем она заключается: будут ли вам переданы какие-то рекламные материалы (если да, то в каком количестве, единоразово или на постоянной основе), будет ли о вас размещена информация на основном сайте компании, предоставят ли вам возможность создания сайта на корпоративной платформе и т.д.

- Еще одним распространенным пунктом в коммерческих предложениях являются обещания о постоянном консультационном сопровождении. Действуем по тому же принципу: выясняем, в каком объеме, на протяжении какого временного отрезка, по каким вопросам будет проводиться консультирование. Немаловажно уяснить, насколько оперативно можно будет получить консультацию.