Подавляющее большинство россиян следят за своими расходами и знают примерный диапазон трат на месяц, показало исследование Райффайзенбанка. В нем приняли участие более 1,2 тысяч человек. Спонтанные покупки совершают только 4-7% опрошенных, и большинство из них проживает в Москве и Санкт-Петербурге. В остальном подход к построению бюджета в больших и малых городах почти не различается.
Без спонтанных покупок
39% россиян планируют свой бюджет на месяц. Половина планирует только крупные покупки и платежи. Финансовое поведение жителей крупных и небольших городов практически не различается, когда речь идет о составлении бюджета.
«Составление бюджета так же важно, как и регулярные накопления: таким образом формируется финансовая культура и грамотность. В последние годы среди клиентов стали популярны накопительные счета: они дают возможность свободно распоряжаться средствами в режиме онлайн, при этом ставка доходности зачастую выше, чем по вкладам. В Райффайзенбанке она составляет до 6% годовых. Кроме того, к накопительному счету не привязана банковская карта, что защищает его от спонтанных покупок», — отметил Максим Степочкин, руководитель управления некредитных продуктов Райффайзенбанка.
В Москве и Санкт-Петербурге планы на месяц строят 33% опрошенных, в других городах-миллионниках — 40%. В группе крупных городов с населением от 400-600 тыс. человек на месяц вперед расходы планируют 42% опрошенных, в городах с населением 300-500 тыс. человек — 40%, а в относительно небольших городах (100-300 тыс. человек) — 38%.
Спонтанно тратят лишь 4-7% опрошенных, и больше всего — в Москве и Санкт-Петербурге.
Источник: данные опроса Райффайзенбанка
Все держим в уме
Около 50% опрошенных заявили, что предпочитают планировать бюджет в уме и не используют специальных инструментов. 30% ведут бюджет в заметках или ежедневниках, и очень немногие используют специальные приложения для планирования или Excel. При этом выбор не зависит от места проживания.
Источник: данные опроса Райффайзенбанка
Несмотря на то, что большинство респондентов заявляют, что следят за своими тратами, точную сумму расходов может назвать лишь каждый пятый. 75% опрошенных ответили, что знают примерный диапазон ежемесячных трат. Лучше всего контролируют расходы в Москве, Санкт-Петербурге и миллионниках. В среднем 7% опрошенных рассказали, что не следят за конкретным размером трат.
Источник: данные опроса Райффайзенбанка
Какие траты популярны
В Москве и Санкт-Петербурге по сравнению с другими регионами жители чаще тратят в категориях «Красота», «Спорт» и «Туризм. Значимой разницы в остальных категориях нет. В остальном расходы жителей больших и малых городов практически не различаются.
Категории трат, которые респонденты совершали в последние 6 месяцев:
|
Москва и Санкт-Петербург |
Милли-онники |
500 тыс. - 1 млн жителей |
300-500 тыс. жителей |
100-400 тыс. жителей |
Продукты питания |
98% |
98% |
100% |
99% |
99% |
Одежда и обувь |
91% |
88% |
81% |
85% |
86% |
Развлечения |
76% |
71% |
62% |
69% |
62% |
Дом и техника |
69% |
67% |
65% |
71% |
68% |
Медицина |
67% |
69% |
69% |
68% |
75% |
Красота |
62% |
58% |
55% |
52% |
56% |
Авто, транспорт |
56% |
45% |
42% |
45% |
44% |
Товары для детей |
49% |
56% |
49% |
52% |
57% |
Спорт |
36% |
29% |
30% |
29% |
29% |
Туризм |
33% |
21% |
19% |
16% |
17% |
Образование |
30% |
27% |
29% |
23% |
33% |
Источник: данные опроса Райффайзенбанка