Ежедневный обзор Райффайзенбанка по финансовым рынкам: Трамп продолжает давить на ФРС, акции в плюсе

15.04.2019

Мировые рынки

Д. Трамп продолжает давить на ФРС, акции в плюсе

Американские акции продолжают бурный рост, в конце прошлой недели индекс S&P прибавил 0,66%, поводом послужили позитивные корпоративные события (отчетность JPM лучше ожиданий, соглашение Chevron о покупке Anadarko, объявление Walt Disney о запуске сервиса поточного воспроизведения видео из своей библиотеки). Эти события снижают обеспокоенность участников рынка относительно существенного замедления американской и глобальной экономики, при этом игра на повышение связана с лоббистским поведением Д. Трампа в отношении монетарной политики ФРС.

На этих выходных в очередной раз президент США подверг критике FOMC: “если бы ФРС выполнила свою работу должным образом, чего она не сделала, фондовый рынок прирос бы еще на 5000-10000 пунктов, а ВВП был бы намного выше 4% вместо 3%... почти при отсутствии инфляции”. По-видимому, без искусственных стимулов экономика расти уже не может, более того, огромный навес корпоративного долга в США неизбежно обрушится на замедляющуюся экономику, однако, чем мягче будет политика FOMC, тем позже это произойдет. Очевидно, Д. Трамп не хочет, чтобы этот обвал экономики случился в его президентский срок. По сути, дан зеленый свет дальнейшему накачиванию экономики долгом, чтобы поддержать ее рост, что может означать получение краткосрочных выгод в ущерб долгосрочной стабильности (о контрцикличной монетарной политике можно забыть).

Такое поведение Д. Трампа встретило критику заокеанских коллег, так, М. Драги заявил, что “безусловно, беспокоится по поводу независимости Центробанков”, и особенно “в самой важной юрисдикции в мире". В таких условиях инвестирование на рынке акций напоминает детскую игру “музыкальные стулья”. Однако в краткосрочной перспективе (у FOMC есть потенциал для снижения ключевой ставки и расширения баланса) рост акций почти неизбежен (“buy the dips”). Кроме того, фактором роста является рекордно высокий объем выкупа компаниями собственных акций благодаря росту прибыли и отсутствию интересных возможностей для наращивания капитальных инвестиций.

Бюджетная политика

Федеральный бюджет: нефтегазовые доходы немного отстали от плана в марте

Профицит Федерального бюджета в марте подрос до 167 млрд руб. С одной стороны, помогла консервативная динамика расходов (если исключить сезонный фактор, то они почти не изменились за месяц), а с другой  - рост ненефтегазовых доходов (+7% м./м. с исключением сезонности, кстати это самый большой их рост за последние полгода). А вот нефтегазовые доходы «провалились» сразу на -6% м./м., несмотря на то, что за аналогичный период времени рублевая цена нефти выросла на 2%.

Кстати говоря, такая динамика нефтегазовых доходов, видимо, неожиданна даже для Минфина: в марте ведомство оценивало их излишне оптимистично. Так, например, при расчете плановых интервенций в апреле Минфин оценивал мартовский объем нефтегазовых допдоходов на уровне 270 млрд руб. Сейчас мы видим, что общий объем нефтегазовых доходов в марте фактически составил 626 млрд руб., а объем базовых нефтегазовых доходов (по нашим расчетам) - ~400 млрд руб. (оценка Минфина: 408,3 млрд руб.) Т.е. в итоге фактический объем допдоходов в марте составил 226 млрд руб., отличаясь от оценки Минфина на -44 млрд руб. (что и совпадает с корректировкой, которую ведомство сделало при публикации параметров интервенций, запланированных в апреле).

Влияние фактора федерального бюджета на ликвидность в январе оказалось околонулевым: профицит (-167 млрд руб.) и заметные чистые заимствования ОФЗ (-253 млрд руб.) были почти полностью перекрыты притоком средств за счет интервенций Минфина (+337 млрд руб.), а также за счет депозитов и РЕПО Казначейства (+50 млрд руб.).

Интересно, что пока, судя по данным бюджета за март, не произошло ни усиления темпов роста расходов бюджета (нулевая динамика м./м.), ни ускорения доведения расходов до конечных бюджетополучателей (не произошло трат накопленных на счетах Казначейства средств). Однако, скорее всего, ситуация изменится ближе к середине года: ГД РФ уже выступила с инициативой ускорить процесс доведения средств до конечных получателей и снизить время нахождения начисленных средств на счетах Казначейства.

По итогам года при сохранении цен на нефть и курса рубля на средних с начала года уровнях (65 долл./барр. И 66 руб./долл.) профицит Федерального бюджета составит 2,5 трлн руб. (2,2% ВВП).