Тема недели: Банки блокируют счета юрлиц: что делать?

В последнее время среди малого бизнеса Нижнего Новгорода появилась новая страшилка: банки блокируют счета юридических лиц, ссылаясь на ФЗ 115. Звучит этот закон так: «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Проще говоря, банки, только заподозрив своего клиента в незаконном обороте денег, просто блокируют его счет без объяснения причин. Происходит это все исключительно по решению банка, а не суда. При этом банк оказывается всегда в выигрыше: он исполняет постановление регулятора, а заодно получает компенсацию.

Как сообщили порталу BankNN источники, знакомые с ситуацией, банки забирают с заблокированных счетов 10-15 процентов от остатка в качестве неустойки, но есть и те, кто забирает 10 процентов с оборота – а это уже очень серьезные деньги. В связи с этим среди субъектов малого и среднего предпринимательства гуляет слух о том, что банки намеренно блокируют счета клиентов, чтобы заработать. Никакого подтверждения этим слухам пока что нет.

Кто виноват: почему блокируют счета юрлиц

Блокировка счетов проходит по нескольким схемам:

1. Блокируется счет, уже открытый в банке.

2. Вы только хотите открыть счет, но получаете отказ, вас заносят в реестр подозрительных клиентов. Об этом ранее мы рассказывали в своем исследовании «Почему на самом деле банки с филиалами в Нижнем Новгороде лишаются лицензий?», поэтому сегодня остановимся на первом аспекте.

Стоит отметить, что в большинстве случаев предприниматели сами виноваты в том, что их счета оказались заблокированы, и связано это, в том числе, с изменением законодательства и механизмов работы госорганов. Это касается и налоговой инспекции, и надзора над банками в части соблюдения определенных требований законодательства. 

Как отмечают эксперты, то, что раньше казалось нормой и практиковалось в бизнес-сообществе, сейчас является стоп-фактором. Если счет заблокировали, очень внимательно стоит взглянуть на бизнес и постараться реально оценить, насколько он соответствует понятию законности. В первую очередь, это вопрос желания и готовности предпринимательской среды меняться.

Что делать: как избежать блокировки счета юрлица

Заместитель председателя правления VestaBank Алексей Федоров, рассказал корреспонденту BankNN, как избежать блокировки счета, и что делать предпринимателям, если их счета все-таки оказались заблокированы:

"Вы уже сотрудничаете с каким-то банком, и все вроде бы неплохо. Но через некоторое время банк начинает задавать вопросы. Здесь очень важно не упустить момент и всегда вовремя отвечать. Если вы решите проигнорировать какой-то вопрос, сознательно или по объективным причинам, может получиться так, что банк, например, в силу своих масштабов, не готов будет вникать в ситуацию каждого клиента в отдельности. Как итог – вы не сможете проводить в этом банке операции, и вам придется закрыть счет. Поэтому ни в коем случае не игнорируйте вопросы банка!" - подчеркнул Федоров.

Если счет уже заблокировали

Если все-таки вам заблокировали счет, обязательно постарайтесь найти возможность для контакта с банком, чтобы разобраться в ситуации и попробовать объяснить банку, как вы ведете свой бизнес. Необходимо показать, что вы ведете свое дело честно: приготовьтесь подготовить все нужные документы, разъясняющие нюансы. И если банк готов вас услышать, у вас все получится. При этом не каждый банк будет готов к прямому диалогу:

«Я не скрою, что есть банки, которые не очень готовы вести диалог. Но есть и те, которые способны это делать. И здесь очень важно наладить этот контакт. Однако, очень много зависит от конкретного банка», - поделился заместитель председателя правления VestaBank.

Куда дальше: сотрудничество с другими банками после блокировки

После того, как вам заблокировали счет в одном банке, могут появиться серьезные препятствия для открытия счета в другой кредитной организации, потому что банки обмениваются информацией, связанной с отказами в открытии счета и в проведении операций. Даже если вы ведете свои дела честно и ничего не нарушили, у вас два варианта: либо вам откажут со ссылкой на ФЗ 115, либо счет откроют, но для этого придется постараться.

В первом случае мы увидим банк, который осуществляет проверку клиентов формально. Во втором случае будет банк, готовый на индивидуальную работу с каждым клиентом. Как отметил Алексей Федоров, тут все зависит от желания бизнесмена и его договороспособности. Конечно, банк при изучении истории будет запрашивать выписки по счету с предыдущих банков, будет детально изучать бизнес. Если предприниматель к этому готов, и ему нечего скрывать, то есть высокая вероятность, что он сможет открыть счет и работать дальше.

Палки в колеса

Генеральный директор нижегородской юридической компании «Альянс» Дмитрий Багров, рассказал, что к проблеме блокировки счетов по закону, установленным Центробанком, добавляет проблем внутренняя политика конкретных банков:

«По закону контрагенты имеют право установить в договоре на РКО или в приложении правило, согласно которому, споры, выходящие из этого договора, будут рассматриваться не по общим правилам гражданско-процессуального законодательства, а в определенном суде. В основном, в качестве такого суда в договорах указан арбитраж Москвы. Это заведомо ставит клиента, который ведет бизнес в Нижегородской области, в слабое положение перед банком», - рассказал Дмитрий Багров.

В то же время он отметил, что положительная судебная практика – решения, принятые в пользу предпринимателей, чьи счета были заблокированы по ФЗ 115, - уже существует. Несколько бизнесменов смогли через суд доказать, что блокировка была незаконной – они вернули деньги, которые изъяли банки в качестве штрафов, а также восстановили свои счета.

Что будет дальше

Как отмечают банкиры и люди, близкие к этому сектору, тема финмониторинга в последнее время сильно муссируется. И действительно, регулятор в лице Центрального банка усложняет эти процессы и становится более требовательным. Если посмотреть на тенденцию, то скорее всего, эта ситуация будет и дальше складываться точно также. Поэтому бизнесу придется выходить на усиленные контакты с банками и тщательнее относиться к своему документообороту.