«Папа, купи мне слона!» Или когда разговаривать с детьми о финансах?

21.08.2017

Скриншот из мультфильма «Малыш и Карлсон»

«- Послушай, папа, - сказал вдруг Малыш - если я действительно стою сто тысяч миллионов, то не могу ли я получить сейчас наличными пятьдесят крон, чтобы купить себе маленького щеночка?».

Главный герой знаменитого произведения Астрид Линдгрен мечтал только о собаке и о том, чтобы ему не пришлось жениться на старой жене своего брата. Сегодня детей окружает столько соблазнов, что список их желаний можно составлять не один день. О том, как объяснить ребенку, что такое деньги, откуда они берутся и как накопить на мечту спросили у профессионального банкира, Александра Грицая, директора РЦ «Волжский» Райффайзенбанка.

 

- Александр, насколько я знаю, у Вас двое сыновей. Как Вы считаете, нужно ли заниматься финансовым воспитанием детей?

 - Безусловно. Дети должны понимать: откуда появляются деньги, как они тратятся, как правильно ими распоряжаться. Последнее, даже не все взрослые понимают, не говоря уже о детях. Поэтому я считаю, тему финансов в семье обязательно нужно обсуждать.

 

- По Вашему опыту, с какого возраста можно начинать такое обучение?

 - Я думаю, что более осознано к этому стоит подходить, когда ребенку исполнилось уже 10-12. Примерно с этого возраста, он начинает понимать ценность вещей. Он уже знает: прежде чем купить - нужно посмотреть сколько это стоит. Так же в это время ребенок задумываться о природе денег. О том, что они не просто берутся в банкомате, а имеют какое-то другое происхождение.

Но, конечно, это не значит, что до 10 лет с ребенком не нужно говорить о деньгах. Нужно, но в другой, более игровой манере. В этом возрасте ребенок больше копирует поведение взрослых. Запоминает все, что видит и повторяет. И на этом этапе для него очевидна простая схема: идем в магазин – берем товар – отдаем деньги кассиру.

 

- Кстати, о кассирах. Дети, особенно в раннем возрасте, часто хотят сами расплатиться в магазине. Вы разрешали это своим детям?

 - Почему нет? Тем более, если у ребенка есть свои деньги. Я убежден, что деньги, которые ребенку подарили или дали на карманные расходы он может тратить по своему усмотрению. Конечно, должен быть определенный контроль. Если я вижу, что он хочет купить что-то лишнее – стараюсь объяснить, почему этого делать не нужно. И в этот момент важно не навязать ребенку свой выбор, а предложить ему подумать, что еще он хотел бы купить. И свои деньги он должен сам отдавать кассиру.

 

- Нужно ли учить детей копить?

 Безусловно. И чем старше ребенок, тем более актуальным становится этот вопрос. Моему старшему сыну почти 15 лет. И он уже задумывается о том, что на какие-то вещи ему нужны деньги. Он задает вопросы «как можно заработать?».

Не знаю правильно это или нет, но мы используем систему финансовой мотивации детей. Даем им не сложную работу по дому, например, сделать уборку. И за выполнение задания платим им какую-то «копеечку». При этом важно не переоценивать стоимость выполненной работы и не давать слишком много. Потребности ребенка не соизмеримы с потребностями взрослого человека. Дети должны понимать, что размер «зарплаты» зависит не только от объемов, но и от качества выполненной работы и квалификации исполнителя.

 

- У ваших сыновей получается копить?

 У старшего – да, а у младшего, которому 8лет, пока не очень. Но старший сын старается научить этому брата. Своим примером показывает, что лучше купить что-то значительное и стоящее, чем много различной мелочи.

 

- А как правильно объяснить ребенку: на что стоит тратить деньги, а на что нет?

 - Как и во всех подобных вопросах, ключ кроется в общении. Ребенку нужно объяснять, например, почему мы выбираем именно эту марку, именно такие продукты. В каких случаях лучше переплатить, но взять более качественный продукт, а когда это совершенно не рационально. В первый раз ребенку будет сложно разобраться, но если делать это постоянно - все становится понятно. Конечно, больше значение имеет личный пример.

 

- Нужно ли контролировать финансовые расходы детей? Если у маленького ребенка интересы, вряд ли, пойдут дальше шоколадных батончиков, чипсов и газировки, то у подростка круг соблазнов несколько шире.

 Определенная степень контроля должна быть. В нашей семье действует правило: деньги ребенка хранятся у ребенка. У него должна быть своя копилка. Это приучает его к определенной ответственности. Ребенок волен самостоятельно распоряжаться своими деньгами, но с оговорками. И родителям следует заранее обозначить и разъяснить эти ограничения.

Конечно, нужно следить, чтобы деньги не были направлены на цели, которые идут во вред. Но делать это нужно так, чтобы не задавить свободу ребенка. Я уверен, что полностью следить за тратами не получится, а все тайное всегда становится явным.

 

- Сегодня по всему миру известна финансовая игра «Монополия». Как Вы считаете, она может быть своеобразным пособие для современных детей?

 Давно доказано, что знания, которые человек получает в игровой форме, запоминаются лучше. Сейчас есть много игр, где речь идет о зарабатывании денег, не только «Монополия». Мы c удовольствием играем в них всей семьей и дети походят к этому процессу с большим азартом. Азартно играют, азартно зарабатывают деньги, считают у кого больше, соревнуются друг с другом. Я считаю, что такие игры нужны. Они прививают здоровый интерес к финансам.

 

- Как Вы считаете, нужно ли включить в школьную программу уроки финансовой грамотности?

 Думаю, да. Может быть не в качестве обязательной дисциплины, а в виде внеклассных часов. Школьникам нужно рассказывать о мире финансов. Чем чаще ребенок будет получать правильную информацию, тем проще ему будет понять природу денег и в будущем разобраться во всех тонкостях.

 

- Лучше всего о финансах могут рассказать банкиры. Лично Вы готовы принять участие в подобных уроках?

 Конечно, да. Осенью я планирую организовать для класса моего старшего сына посещение нашего Центрального банка. Во-первых, девятиклассникам это уже интересно. А во-вторых, они уже начинают задумываться о своей будущей профессии и подобные экскурсии помогают сделать выбор. Кроме этого я готов встречаться с классом и беседовать с ними о том, что же такое деньги, зачем они и как правильно с ними обращаться.