Как не прогореть на рекламе?

22.12.2016

Скриншот из фильма "Бриллиантовая рука"

Реклама, как известно, двигатель торговли. Тем не менее, по данным статистики, 90% от общей ее массы ничего не продает. Однако в этом уроке Школы финансовой грамотности мы поговорим не о том, как заработать на рекламе, а как на ней не разориться.

Рекламная деятельность, как и все остальное в правовом государстве, имеет свои границы, определяемые законом, за соблюдением которого пристально следит Антимонопольная служба Российской Федерации. За промо-плакат, ни с того ни с сего растянутый во всю стену дома, предпринимателю грозит солидный штраф. Купить базу телефонных номеров и планомерно обзванивать ничего не подозревающих граждан тоже противозаконно. Беда в том, что рекламораспространители, газеты и журналы, например, нередко умалчивают о возможной ответственности за объявления, нарушающие закон. А после письменного согласования проекта заказчиком все претензии с того, кто предоставил площадку для рекламы, снимаются. 

Как не наделать ошибок и за собственные деньги не сделать себе антирекламу? Все нюансы порталу banknn.ru разъяснила главный специалист-эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Надежда Михайлова.

Основные ошибки

Закон «О рекламе» содержит как общие требования к таким сообщениям, так и пункты, касающиеся отдельных видов товаров, работ и услуг. Из ст. 7 можно узнать, что запрещено рекламировать на территории России.

Определенные ограничения налагаются на рекламу алкогольной продукции, медицинских услуг и лекарственных препаратов, БАД, оружия, игр и пари, основанных на риске.

Как показывает практика, чаще всего нарушения касаются наружной рекламы: предприниматели или рекламораспространители размещают такую рекламу без разрешения от органов местного самоуправления выставляют.

Всего в 2016 году было зафиксировано 35 таких нарушений, годом раньше — на один случай больше. Закон предусматривает наказание и для тех, кто стилизует свою рекламу под дорожные знаки или клеит ее прямо на них, а также на опоры и столбы. По понятным причинам нельзя размещать рекламу на специальных автомобилях (полиции, служб пожаротушения и скорой помощи), а также машинах, перевозящих опасные грузы.

На чем "горят" нижегородцы

24 дела было расследовано в рамках статьи «Недостоверная реклама»: чтобы побудить потребителя купить товар или приобрести услугу, производители указывали сведения, далекие от действительности. Так, нижегородским УФАС России в 2016 году рассмотрен ряд дел в отношении операторов сотовой связи, распространявших рекламу, которая вводила потребителей в заблуждение из-за отсутствия части существенной информации о предлагаемых услугах.

16 фирм нарушили закон о распространении рекламы: без согласия граждан им звонили и отправляли СМС-сообщения. За распространение рекламы без согласия абонентов были оштрафованы: ПАО «Вымпелком» - на 400 тысяч рублей, ПАО «Мегафон» - на 150 тысяч рублей, ПАО «МТС» - на 250 тысяч рублей, АО «Р-Телеком Холдинг» - на 50 тысяч рублей.

сколько стоят промахи

При нарушении закона «О рекламе» физическому лицу придется выплатить штраф от 2000 до 2500 рублей, юридическое лицо будет наказано на сумму от 100 до 500 тысяч рублей. Если правила размещения рекламы нарушит теле- или радиостанция (например, запустит промо-ролик во время дня траура), то придется заплатить в казну от 4000 до 7000 рублей физическим лицам и от 40 до 100 тысяч рублей юридическим.

Если промежуток между рекламой составляет менее 15 минут или само вещание совмещено с рекламой, ответственный будет оштрафован на 10-20 тысяч рублей (если это физическое лицо). Юридические лица должны будут расстаться с суммой в 200-500 тысяч рублей.

Карается и переделка автомобиля в рекламных целях: если машина утрачивает старые или приобретает новые технические характеристики в процессе рекламного «тюнинга», хозяин средства передвижения обязан заплатить штраф до 300 тысяч рублей.

Штрафы предусмотрены и для тех, кто «любит погромче»: любая звуковая реклама карается штрафом до 100 тысяч рублей.

Тому, кто не соблюдает правила размещения рекламы лекарств, медицинских изделий и услуг, а также биологически активных добавок, придется заплатить 2000 – 2500 рублей (для физических лиц) или 200-500 тысяч рублей (юридическим).

Для кредитных организаций в КоАП есть свой пункт. Если организация укажет в своем сообщени какое-либо условие, влияющее на стоимость рекламируемого продукта, и при этом «забудет» о других пунктах договора, ей грозит штраф до 800 тысяч рублей.

Максимальный штраф, предусмотренный КоАП РФ и наложенный должностным лицом Нижегородского УФАС России, составил 100 тысяч рублей.