Нижний Новгород
26 апреля
USD ЦБ
92,01 -0,12
EUR ЦБ
98,72 +0,01
Нефть
89,00 +7,75
Золото ЦБ
6 859,40 -13,39
18+

О правонарушениях, связанных с незаконным использованием имени Банка России

03.06.2016
0

В Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации (Волго-Вятское ГУ Банка России) поступают обращения граждан, пострадавших от различного рода мошеннических схем, в которых незаконно использовалось имя Банка России. Как правило, основной целевой аудиторией, на которую направлены мошеннические действия, являются пенсионеры, однако потенциальной жертвой может стать каждый. И во избежание подобных ситуаций хочется познакомить с основными вариантами мошеннических схем, основанных на использовании доверчивости граждан.

1. Представляясь сотрудниками Банка России (ЦБ, Центробанка, Центрального банка) или его уполномоченными (адвокатами, судебными исполнителями и т.п.), предлагают получить денежную компенсацию за ранее приобретенные товары или оказанные услуги. При этом, прежде, чем получить компенсацию, «жертве» необходимо оплатить «налог», «госпошлину» или «страховой сертификат» (возможны и иные варианты). Деньги, как правило, надлежит переводить на счет некоего физического лица. Данная схема может быть реализована как по средствам телефонного звонка, так и через SMS-сообщения, а для убедительности мошенники упоминают адрес Банка России (г. Москва, ул. Неглинная, д. 12), указанный на официальном сайте, или адрес Волго-Вятского ГУ Банка России (г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д. 26).

2. Позвонивший по телефону мошенник может представиться адвокатом и даже назвать фамилию из официального списка коллегии адвокатов города или области, и тоже предлагает получить компенсацию за что-нибудь. Потенциальным жертвам могут для убедительности направить даже фальшивые копии паспорта, служебного удостоверения, судебного решения, исполнительного листа и других документов. Далее схема та же, что и в предыдущем пункте: мошенники пытаются добиться перечисления им денежных средств по различным основаниям, чтобы потом можно было бы получить обещанную компенсацию. При этом, даже если гражданин перечислил деньги, ему могут поступать повторные требования оплат по так называемым дополнительным основаниям.

3. Еще одна преступная схема, которая получила распространение в последнее время, - предложение инвестировать денежные средства в «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России». Естественно, эти денежные средства необходимо перевести на счет несуществующего «финансового представителя Банка России».

4. Посредством SMS-сообщений или звонков до потенциальных жертв доносится информация о якобы блокировке их банковских карт. При этом, например, в качестве отправителя SMS отражается номер телефона или текст, который должен указывать на принадлежность к Банку России. Например, может использоваться слово «Сentrobank» либо другие слова и словосочетания, которые ассоциируются с Центральным банком. В случае, если получатель сообщения перезванивает по указанному номеру, мошенники, представляясь работниками Банка России, пытаются выяснить у него данные карты, включая PIN-код, либо стараются побудить адресата предпринять действия с использованием банкомата для вымышленной разблокировки карты.

5. Гражданам обещают выплаты денежных выигрышей, якобы начисленных организациями и фирмами, которые торгуют товарами народного потребления по каталогам. В рекламных буклетах и каталогах подобных фирм указаны названия несуществующих кредитных организаций-партнеров, созвучные с наименованием Банка России (ОАО «ЦБ», ОАО «БР», «Банк Российский», ЦБР и прочее).

В случае, если Вы столкнулись с подобными сообщениями или звонками, Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации рекомендует проявлять бдительность и не реагировать на сомнительные предложения незнакомых лиц перечислить деньги для получения различного рода выигрышей и сомнительных товаров, внимательно обдумывать ситуацию и советоваться с родственниками, а также проверять любую информацию, поступившую в Ваш адрес от неизвестных людей. Если сообщения или звонки поступают имени учреждения (Банка России, Министерства финансов, прокуратуры, коллегии адвокатов и т.п.), предварительно позвоните в эту организацию по ее официальным телефонам. При получении SMS-сообщения о блокировке банковской карты немедленно свяжитесь с контактным центром банка, выпустившего вашу карту. Причем сделайте это по телефонам, указанным на карте, а не в SMS-сообщении. Никому не сообщайте PIN-код карты. Подлинные сообщения банка, как правило, направляются адресно и содержат последние цифры карты держателя. И при малейших подозрениях на обман немедленно обращайтесь в органы полиции.

Также напоминаем, что по законодательству Центральный банк Российской Федерации не работает с населением как с клиентами. Этот запрет распространяется, в том числе, на начисление и выплату разного рода компенсаций, денежных выигрышей, прием денежных средств, блокировку банковских карт и иные операции с населением. Кроме того, Банк России не рассылает SMS-сообщения и не выплачивает денежные средства, включая компенсации.

Обращаем внимание, что любой житель Нижегородской области может обратиться в Банк России с обращением или жалобой на деятельность финансовых организаций, являющихся поднадзорными Банку России, как через специально созданный раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России www.cbr.ru, так и позвонив в контактный центр Банка России по номеру 8 800 250-40-72 (бесплатный звонок из регионов России). Также можно направить обращение по почте в адрес Волго-Вятского ГУ Банка России или Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском федеральном округе: 603008, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д. 26.